Конкурс проводится в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности ТГУ и направлен на выявление, позиционирование и распространение лучших идей по улучшению практики организации образования, научной деятельности, способов решения актуальных задач развития и создания механизмов, которые в дальнейшем будут использоваться на постоянной основе.
В конкурсе могут принять участие научно-педагогические работники, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал, студенты всех направлений, форм и уровней подготовки.
В рамках конкурса поддерживаются проекты по следующим номинациям (описание каждой номинации находится ниже в разделе "Новости"):
1. Развитие качества образования
2. Интернационализация университетской среды
3. Привлечение талантливых абитуриентов
4. Поддержка научной и социальной активности студентов
5. Развитие сервисов поддержки научной и инновационной деятельности
6. Создание благоприятной кампусной среды для студентов и сотрудников
7. Развитие информационно-коммуникативной среды ТГУ
8. Повышение имиджа ТГУ в региональной среде
Грантовая поддержка составит от 50 000 до 300 000 рублей в зависимости от содержания проекта, планируемых ключевых показателей эффективности, периода реализации. Грантовые средства могут быть направлены победителем конкурса на покупку оборудования и расходных материалов; командировочные расходы для поездки в референтные организации для решения задач проекта; на фонд заработной платы автора\авторского коллектива. Решение о поддержке принимается Управляющим комитетом на основе рекомендаций Экспертной комиссии конкурса.
Регламент проведения конкурса
1 этап. Подготовительный 28.09.15 – 23.10.15
1. Желающим принять участие в конкурсе необходимо записаться на встречу со специалистами экспертно-консалтинговой службы Института инноваций в образовании для согласования номинации и содержания проектной заявки (телефон 8-903-950-4272, Мария, координатор конкурса)
2. До встречи с консультантом рекомендуем ознакомиться с требованиями к заявке и к описанию проекта:
Требования к заявке-аннотации (http://innomap.tsu.ru/UploadFiles/5542.doc);
Требования к описанию проекта (http://innomap.tsu.ru/UploadFiles/6566.doc).
3. Размещение заявки-аннотации проекта на портале ТГУ:
4. Подготовка описания проекта. Описание оформляется в соответствии с требованиями и направляется по адресу noc-proekt@mail.tsu.ru до 23 октября.
2 этап. Экспертиза и утверждение результатов 26.10.15 – 06.11.15
3 этап. Реализация проектов и отчет
Требования к заявке (http://innomap.tsu.ru/UploadFiles/5542.doc)
Требования к описанию проекта (http://innomap.tsu.ru/UploadFiles/6566.doc)
С заявками прошедших двух конкурсов можно ознакомиться по адресу: http://innomap.tsu.ru/Initiative
Оператором конкурса выступает Институт инноваций в образовании ТГУ в рамках выполнения проекта «Создание инновационно-активной среды, поддерживающей процесс управления изменениями на постоянной основе». Тел. 529-873 (ТГУ, корп.10 (НИИПММ), оф.145)
Координатор конкурсных мероприятий: Короткая Мария Владимировна, менеджер Института инноваций в образовании. Тел. 8-903-950-4272, noc-proekt@mail.tsu.ru
В третьем грантовом конкурсе приняло участие 122 человека, из них 26 студентов и магистрантов ТГУ. Было подано 50 заявок (все заявки размещены в разделе "Банк инициатив"), на экспертизу представлено 48 проектов. Заявки были поданы от представителей следующих подразделений - НБ, Интернет-лицей, УМС, СибБС, Управление развития персонала, Психологическая служба, Парк социогуманитарных технологий, Управление инновациями, факультетов и учебных институтов - РФФ, ФсФ, ФилФ, ФП, БИ, ФИТ, ФИЯ, ИИК, ФЖ, ФФ, ХФ, ИФ, ВШБ, УВЦ, ЮИ.
Рейтинговый балл проекта - заявителя на конкурс складывался из оценки экспертной комиссии (70% в итоговом рейтинге), рейтинговой позиции проекта, выставленной ключевым позиционером (проректором или руководителем соответствующей службы, 20%), общественного голосования (10%).
Проекты – победители конкурса (10 проектов суммой рейтингового бала 20-24 (max), суммы от 54 000 до 300 000):
В номинации 1 «Развитие качества образования»
· Шаг номер 1: мобильное приложение, которое поможет студенту сформировать представление о спектре возможных профессий, требуемых навыках и путях их освоения. Авторы: Краснопёров Антон Юрьевич, магистрант кафедры политологии Философского факультета НИ ТГУ, Зинченко Анастасия Александровна, магистрант кафедры политологи Философского факультета НИ ТГУ.
В номинации 2 «Интернационализация»
· Создание площадки для социокультурной адаптации иностранных студентов. Автор: Тихонова Евгения Петровна, доцент кафедры теории и истории культуры, руководитель общественного клуба ТГУ «Мир без границ»
· Разработка и реализация учебного курса: «Research Seminar (for PhD Biology Students)» («Научно-исследовательский семинар (для аспирантов биологических специальностей)»). Автор: Бабенко Андрей Сергеевич, директор Центра менеджмента качества
В номинации 3 «Привлечение талантливых абитуриентов»
· Мастер-классы: «Оптика. - Сделай сам!», «Оптическое устройство – от идеи до модели за 7 дней». Автор: Кириллов Николай Степанович, старший преподаватель каф. оптико-электронных систем и дистанционного зондирования.
· «Химическое превращение» талантливых школьников в успешных студентов Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор: Селюнина Лилия Александровна, к.х.н., старший преподаватель кафедры неорганической химии.
· Дискуссионный философский клуб: создание и апробация механизма привлечения талантливых абитуриентов (с использованием дистанционных технологий). Автор: Осаченко Юлия Станиславовна, руководитель межфакультетского философского клуба ТГУ «Фонарь Диогена», доцент каф. онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ.
· «В лаборатории текста»: разработка и апробация практик научно-исследовательской и проектной деятельности школьников в области филологии. Автор: Горенинцева Валентина Николаевна, к.ф.н., доц. ФилФ
В номинации 6 «Создание благоприятной кампусной среды для студентов и сотрудников»
· GreenWall: создание зеленой стены в НБ ТГУ, которая бы служила украшением интерьера Научной библиотеки, природным кондиционером и средством зрительной разгрузки для сотрудников и студентов ТГУ. Автор: Ямбуров Михаил Сергеевич, заведующий лабораторией интродукции тропических и субтропических растений.
В номинации 8 «Повышение имиджа ТГУ в региональной среде»
· ЭКОлекторий в формате «Open-air education» на Экосистемной дендрологической территории Сибирского ботанического сада Томского государственного университета. Автор: Ямбуров Михаил Сергеевич, к.б.н., заведующий лабораторией интродукции тропических и субтропических растений.
· Проведение Региональной зимней lean школы: организация площадки, позволяющей тесно взаимодействовать выпускникам, преподавателям, сторонним экспертам и предприятиям с целью решения возникающих на производстве проблем, повышения имиджа ТГУ в регионе и привлечение крупных работодателей. Автор: Петелин Александр Евгеньевич, к.ф.-м.н., доцент, зам. декана ФИТ по МС.
Проекты, получившие рейтинговый балл 16-19, рекомендуемые экспертами к поддержке при условии согласования КПЭ, механизмов реализации и бюджета.
· Улучшение качества обучения в MOOC, по средствам игрофикации выходного контроля. Автор: Пивнев Дмитрий Игоревич, студент 1 курса магистратуры по направлению Прикладная информатика ЛГПИ НИ ТГУ.
· Разработка и апробация англоязычных версий курсов «Технологии разработки программных продуктов» и «Информационная безопасность». Автор: Петелин Александр Евгеньевич, к.ф.-м.н., доцент, зам. декана ФИТ по МС.
· Разработка стратегии организации PR-кампании ТГУ за рубежом. Автор: Петелин Александр Евгеньевич, к.ф.-м.н., доцент, зам. декана ФИТ по МС.
· «Путешествие в поднебесную». Автор: Терешкова Надежда Сергеевна, преподаватель каф. китайского языка НИ ТГУ.
· Курс видео-лекций на английском языке по военному страноведению для студентов (курсантов) языковых факультетов. Автор: Шевченко Михаил Александрович, подполковник, начальник цикла ВП и ОВП УВЦ при ТГУ
· Разработка программно-методического обеспечения процесса международного рекрутинга для поддержки высоких стандартов научной деятельности в НИ ТГУ. Автор: Другова Елена Анатольевна, старший преподаватель, кафедра управления образованием факультета психологии НИ ТГУ.
· Публикационная активность авторов ТГУ: конкретизация и структуризация проблем для поиска эффективных решений. Автор: Татьяна Владимировна Полежаева, директор Центра содействия публикационной активности ТГУ.
· Разработка и проведение учебного курса по проектному программированию для школьников и студентов. Автор: Гаврилов Дмитрий Юрьевич, студент 4 курса РФФ ТГУ.
· Производство полнокупольных видеоматериалов «состояние современной частной космонавтики. Автор: магистрант 2 курса ФФ НИ ТГУ.
· Квест для старшеклассников языковых школ г. Томска «Rund um Deutsch – Rund um die Uni». Автор: Стеклянникова Светлана Юрьевна, преподаватель каф. Немецкого языка ФИЯ.
· Школьный портал по физике, математике и информатике. Автор: Жуков Андрей Александрович, доцент радиофизического факультета, кандидат физико-математических наук.
· Исследование показателей психологической безопасности студентов в условиях формирования кампусной среды. Автор: Щелин Игорь Владимирович, к.пс.н., доцент факультета психологии, начальник психологической службы НИ ТГУ.
· Организация островков «третьих мест» в ТГУ - пространство для общения, учёбы и досуга. Автор: Лагунова Жанна Викторовна, заместитель начальника УМС ТГУ.
· Каменные гости из прошлого. Автор: Водясов Евгений Вячеславович, инженер-исследователь проблемной научно-исследовательской лаб. истории, археологии и этнографии Сибири.
· Дружелюбный кампус. Создание студенческой службы конфликтологической помощи. Автор: Подкладова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальной работы ФсФ ТГУ.
· Форум «Ландшафтная архитектура в сибирских городах. Проблемы и способы решения». Автор: Куровская Лариса Валерьевна, канд. биол. наук, нач. отдела коммерциализации результатов НИОКР.
· Издание сборника лучших волонтерских практик Томского государственного университета на русском и английском языках. Автор: Ливенцова Евгения Юрьевна, ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии НИ ТГУ; координатор образовательного направления Центра социально-профессионального волонтерства ТГУ «UNIVOL».
· Повышение авторитета и влиятельности ТГУ в экспертном сообществе, органах власти и управления РФ путем создания рейтингового агентства, по оценке программ стратегического развития. Автор: Блинов Владимир Николаевич, профессор кафедры управления образованием факультета психологии.
Уважаемые коллеги, студенты и гости сайта!
В третий раз в ТГУ проводится грантовый конкурс инициативных проектов по развитию университета. Поддержите полезные инициативы, проголосуйте за самый важный и интересный проект.
Проголосовать можно, пройдя по ссылке http://www.tsu.ru/voting/
В Томском государственном университете в рамках повышения конкурентоспособности вуза создана система грантовых конкурсов, направленных на поддержку инициативных проектов по развитию ТГУ. Продолжаем знакомиться с проектами-победителями и их авторами.
1) «Reference management software - современный инструмент для повышения публикационной активности». Так называется проект, разработанный доцентом кафедры оптико-электронных систем и дистанционного зондирования радиофизического факультета ТГУ Лидией Адольфовной Больбасовой. В 2014 году она подала заявку в программу «Кадровый резерв» и с тех пор принимает участие в различных мероприятиях, проводимых Томским госуниверситетом и Московской школой управления СКОЛКОВО: школе проектного лидерства, курсах повышения квалификации, стратегических сессиях. Доцент Л.А. Больбасова высоко оценивает такую форму работы группы кадрового резерва, как экспертиза проектов по реализации «дорожной карты» ТГУ. Она помогла ей лучше понять вектор развития современного классического университета и свои собственные задачи в контексте изменений, происходящих в родном вузе.
Все это принесло соответствующие практические результаты. Л.А. Больбасова входит в число победителей двух грантовых конкурсов ТГУ: конкурса проектов по совершенствованию организации образования и научно-исследовательской деятельности, а также конкурса по поддержке участия научно-педагогических работников в программах академической мобильности. Эти победы позволили ей принять участие в ежегодной Европейской неделе астрономии и наук о космосе (EWASS–2015), проходившей минувшим летом в Университете города Ла Лагуна (Испания, Тенерифе). Еще одним значимым итогом участия в программах повышения конкурентоспособности ТГУ Лидия Адольфовна считает знакомство с интересными людьми, работающими в университете. Это сотрудники различных факультетов, занимающиеся исследованиями не только в области физики, но и в других научных сферах, в том числе гуманитарных.
- Реализация проекта «Reference management software - современный инструмент для повышения публикационной активности» для меня лично, как преподавателя, это передача знаний, навыков и компетенций. А для моих коллег, полагаю, это помощь в их научно-исследовательской работе, - комментирует Л.А. Больбасова. – Надеюсь, что для университета в целом, проект окажется полезным в плане формирования информационно-методической базы, доступной всем заинтересованным сотрудникам и обучающимся. Сегодня трудно переоценить важность автоматизации такой части научно-исследовательской деятельности современного ученого, как работа с источниками и публикация результатов. -
2) «Повышение презентационного, научного и образовательного потенциала экспозиций Сибирского ботанического сада ТГУ посредством создания мобильной экспозиции (карпологической коллекции)» - еще один проект, победивший в конкурсе грантов. Его автор - Анастасия Александровна Войцеховская, заведующая экскурсионным бюро СБС ТГУ. Это бюро было создано на базе Сада в 2014 году. Оно сразу стало востребованным, поскольку ежегодно университетский Ботанический сад посещает около 20000 гостей, треть из которых - дети школьного возраста.
До реализации этого инициативного проекта здесь проводились только обзорные экскурсии. Создание же мобильной экспозиции карпологической коллекции (собрания плодов и семян) позволяет проводить занятия с выездом в образовательные учреждения города и области. Более того, теперь у сотрудников СБС ТГУ появилась возможность работать со школьниками в форме долгосрочного научного эксперимента.
Благодаря бурному развитию таких направлений, как молекулярная биология, генетика и биотехнология, биологию в целом называют «наукой XXI века». Чтобы достичь успехов в этой области, желательно уже с детства погружаться в увлекательный мир ботаники. Ботанический сад - идеальное для этого место. Таким образом, ребята со школьной скамьи включаются в жизнь ТГУ, чувствуя себя настоящими исследователями. В перспективе реализации проекта «Повышение презентационного, научного и образовательного потенциала экспозиций СБС ТГУ посредством создания мобильной экспозиции» - формирование целостной системы вовлеченности детей, юношества и молодежи в сферу деятельности ТГУ («детский сад – школа – университет»).
3) Заместитель директора Института инноваций в образовании Сергей Анатольевич Степановстал сотрудником Томского государственного университета совсем недавно – только в 2015 году (прежде он работал в Новосибирском государственном педагогическом университете). Однако он имеет многолетний опыт совместной работы с томскими коллегами в рамках мероприятий и проектов Института инноваций в образовании. В частности, в свое время он был аспирантом профессора Г.Н. Прозументовой. Под её руководством он написал и защитил кандидатскую диссертацию, в которой своё основное внимание он уделил антропоцентрическому подходу, активной позиции человека в определении траектории своего образования, его наполненности и качества.
Вот что рассказывает о себе, Томске и проекте «Усиление влияния университета на развитие молодежного предпринимательства для повышения качества жизни на сельской территории и в малых городах» его автор:
- Должен признаться, что решение перебраться в Томск было для меня непростым. Но уже первые проекты, впечатления и более тесные контакты с представителями различных подразделений университета подтвердили его правильность. ТГУ не просто декларирует, но на практике осуществляет гуманитарные принципы в менеджменте. Зарисовка будничной ситуации: представители гуманитарных факультетов ведут проект, возникают свои проблемы и нюансы, требующие привлечения представителя технического подразделения. Приходит «технарь» и… начинает искать решение задачи, переходя на язык гуманитариев. Скажем прямо, ситуация для большинства вузов не очень типичная. Наш инициативный проект направлен на установление партнерских отношений между университетом, школой и бизнес-структурами. Наверняка всем работающим в сфере образования знакома ситуация, когда знания, получаемые обучающимися, и потребности предприятий и организаций как работодателей - существуют отдельно друг от друга. Проект помогает устранить это несоответствие. В ходе его реализации удалось создать пространство равноправного диалога между школьниками, учащимися среднего и высшего профессионального образования, с одной стороны, и предпринимателями и муниципальными структурами Асиновского, Первомайского районов, г. Стрежевой, с другой. В стратегические сессии были вовлечены представители региональных и федеральных фондов по поддержке предпринимательства, обеспечено взаимодействие между крупным и малым бизнесом, социальными организациями районов. В конечном счете была оказана реальная помощь местным предприятиям, а перед сельской и районной молодежью открылись реальные перспективы достойной жизни и работы у себя дома, а не где-то в городе. На мой взгляд, результаты нашего проекта еще раз подтвердили незаменимость университета в его «третьей роли» - как посредника и коммуникативной площадки, на которой представители различных ведомств и организаций могут обсуждать интересующие всех проблемы и находить их решение. -
Сотрудникам, вдохновившимся удачными примерами реализации проектов своих коллег, сообщаем, что ТГУ ждет новых инициатив и готов морально и финансово поддержать новые идеи по развитию университета.
Ждем Ваших заявок на грантовый конкурс по развитию университета до 23 октября.
Проекты, по которым начата подготовка к оформлению заявки и описания проекта:
Прием заявок продлен до 23 октября 2015 года. Приглашаем сотрудников и студентов ТГУ принять участие в конкурсе!
Заявки, оформленные по требованиям конкурса, будут размещаться в разделе «Банк инициатив» по адресу: http://innomap.tsu.ru/Initiative.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Развитие механизмов привлечения работодателей - ведущих компаний региона к участию в деятельности университета, взаимодействию с подразделениями, преподавателями и студентами.
2. Проведение мероприятий для педагогической общественности и социальных групп региона, позиционирующих ТГУ как современную образовательную и научную организацию.
3. Проведение мероприятий регионального уровня с участием студентов для позиционирования ТГУ в качестве социально активной организации, ориентированной на участие в развитии территории.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Повышение эффективности механизмов информирования сотрудников и студентов о программе повышения конкурентоспособности, ключевых направлениях развития университета.
2. Создание механизмов «обратной связи» от сотрудников и студентов по актуальным проблемам развития (проведение коммуникативных площадок, механизмы сбора мнений, проведения экспресс-опросов и др.)
3. Создание форм и механизмов поддержки неформальных коммуникаций между студентами разных направлений подготовки, группами преподавателей: организация клубов, сообществ по интересам, взаимодействия в соц.сетях.
4. Создание аудио-, видео- презентаций, отражающих достижения, корпоративных дух университета для использования во внутренней и внешней информационной среде.
В данной номинации приветствуются нестандартное мышление и творческий подход: найдите «проблемное место» в кампусной среде, в решении которого заинтересованы многие группы (преподаватели, администраторы, студенты, партнеры университета) и предложите проектное решение, которое именно вы можете воплотить в жизнь (за исключением проведения ремонтных работ). Особое внимание – созданию «третьих мест» в университете, мест – для коммуникации, самостоятельной работы, комфортного отдыха студентов и преподавателей. При подготовке проекта необходимо проконсультироваться с административными службами ТГУ для соблюдения норм пожарной безопасности.
В данной номинации поддерживаются сервисные проекты, создающие новые продуктивные формы: информационная, образовательная, организационная, программно-методическая, экспертно-консультационная поддержка научной и инновационной деятельности сотрудников и студентов университета.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Создание научных студенческих обществ, проведение научных школ и иных мероприятий, результатом которых является следующее:
· повышение мотивации студентов к научной деятельности,
· развитие компетенций проведения современных научных исследований;
· расширение числа студентов, вовлеченных в продуктивную научную деятельность; повышение имиджа ТГУ как исследовательского университета в молодежной Российской и зарубежной среде;
2. Развитие форм социальной активности студентов, направленных на реализацию стратегических инициатив Программы повышения конкурентоспособности.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Разработка и реализация мероприятий, направленных на привлечение в ТГУ победителей Олимпиад Всероссийского и регионального уровня.
2. Разработка образовательных форм (практикумов, мастер-классов, учебных курсов, авторских лекций) для использования в программах профильного обучения, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
3. Разработка пакетов заданий для организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников (в очном и дистанционном формате) по физико-математическому, естественно-научному направлению.
4. Нестандартные формы привлечения внимания и повышения лояльности, старшеклассников и их родителей к ТГУ (в т.ч. форматы проведения выставок, Дней открытых дверей, профориентационных мероприятий),
5. Нестандартные формы работы с педагогами по привлечению талантливых абитуриентов.
6. Развитие механизмов привлечения студентов к работе со школьниками.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Разработка и реализация учебных курсов на английском языке.
2. Создание форм поддержки и сопровождения иностранных студентов в университетской и городской среде.
3. Создание презентационных видео-лекций на английском языке для размещения в интернет-пространстве, отражающих перспективные научные направления кафедр, лабораторий, центров.
В данной номинации могут участвовать проекты, подходящие под одно из следующих описаний:
1. Развитие компетенций проектной деятельности в образовательном процессе ТГУ и социальной среде
2. Развитие у студентов компетенций создания и анализа текстов
3. Развитие форм участия и влияния студентов на качество образования в ТГУ