Конкурс проводится в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности ТГУ и направлен на выявление и распространение лучших практик организации образования и научно-исследовательской деятельности.
В рамках конкурса поддерживаются проекты по следующим номинациям:
Этапы и процедура участия в конкурсе 2015 г.
1 этап. 30 марта-10 апреля. ЗАЯВКА. На конкурс подается краткая заявка по установленной форме. Заявка высылается оператору конкурса, после чего оператор размещает ее на портале ТГУ в Банке инициатив. Если заявка соответствует задачам конкурса и номинациям, авторы получают приглашение к участию в дальнейших конкурсных процедурах.
2 этап. 13 апреля -20 апреля. ОПИСАНИЕ. Необходимо оформить описание проекта, отражающее актуальность, содержание предполагаемых изменений образования и организации научно-исследовательской деятельности в университете, обоснование реалистичности достижения заявленных результатов.
3 этап. 27-28 апреля. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Презентационный этап – представляет собой публичное представление проекта его авторами в форме устного доклада с медиа - или видео-презентацией перед экспертной комиссией и желающими сотрудниками и студентами.
4 этап. 29 – 30 апреля. УТВЕРЖДЕНИЕ. Утверждение и представление результатов конкурса. Согласование с победителями формы грантовой поддержки.
5 этап. 1 мая-30 июня. РЕАЛИЗАЦИЯ И ОТЧЕТ. Реализация проекта. Отчетная конференция авторов проектов.
Сроки конкурса 30.03 - 30.06.2015. Заявки на конкурс принимаются до 10.04.2015.
Заявки на Обучающий модуль принимаются до 02.04.2015 включительно. Модуль начнется 03.04.2015
в 14.45, ауд.145 корпус НИИ ПММ.
Для индивидуального консультирования нужно выслать текст описания проекта до 12.04.2015 включительно, по адресу: Noc-proekt@psy.tsu.ru и записаться на консультацию.
Контакты: 529-873, Жаркова Наталья Александровна, менеджер мероприятий проекта "Создание инновационно-активной среды, поддерживающей процесс управления изменениями на постоянной основе"
Адрес для заявок: Noc-proekt@psy.tsu.ru
Положение о конкурсе, требования к заявке и описанию проекта находятся на сайте
http://innomap.tsu.ru/Competition/Info/5
Проект был нацелен на выявление механизмов усиления влиянии университета в качестве субъекта регионального развития через организацию системы взаимодействия с субъектами молодежного предпринимательства.
Результаты:
Проведены три экспертных семинара с представителями предпринимательского сообщества, образования и власти Асиновского, Первомайского, Зырянского районов для выявления направлений развития молодежного предпринимательства
В рамках межмуниципального Бизнес-лагеря с участием специалистов ТГУ и студентов разработаны проекты повышения качества жизни территорий. Организована консультационная поддержка реализации проектов
Подготовлены договора о стратегическом партнёрстве с администрациями муниципальных образований, Департаментом профессионального образования
Сформирован список-запрос от предпринимателей Первомайского района на участие студентов в реализации бизнес-проектов
Идет набор студентов – волонтеров для исследовательского, организационного, консультационного сопровождения бизнес-проектов
Проект реализовывался в рамках стратегической инициативы «Повышение привлекательности Университета и города Томска для усиления конкурентоспособности» и «Привлечение в ТГУ талантливых студентов и аспирантов (Поколение 2020)» и был нацелен на создание позитивного образа Университета как организации, способной воспитать «студента будущего».
Результаты - проморолики о ТГУ:
ТГУ. Давай по-новому!
Промо-ролик «ТГУ. Давай по-новому» посвящен презентации нового логотипа ТГУ. Кратко рассказывает о значении нового логотипа.
Лозунг: «Новый учебный год встречаем по-новому»!
Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=CHp6WTLBR4k&index=12&list=PLHaNWMrLiLdoYCSr_gr_QTBwqQe0mxomr
Я выбираю ТГУ!
Промо-ролик «Я выбираю ТГУ» нацелен на привлечение абитуриентов и рассказывает почему студенты выбирают ТГУ.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=xnzRg2X3CSk&feature=youtu.be
Танцевальный ТГУ
Промо-ролик «Танцевальный ТГУ» направлен на знакомство с университетом с танцевальной и неформальной стороны.
Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=BRpNAoYVel4&index=25&list=PLHaNWMrLiLdoYCSr_gr_QTBwqQe0mxomr
«Discover Tomsk»
Программа «Discover Tomsk». Мы расскажем иностранным студентам о Томске, его жителях, традициях, культуре, образовании и студенческой жизни. Возможно не только иностранцы, но и коренные томичи откроют для себя что-то новое.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=YmYX2P2cm8I&feature=youtu.be
Проект «Живое право» предназначен для решения нескольких задач:
1) Формирование у учащихся школ гражданских компетенций, развитие навыков критического мышления, умений участвовать в коллективной работе, ознакомление с основами права;
2) Формирование у студентов ТГУ универсальных навыков и ценностей, необходимых самостоятельной, ответственной личности; развитие их креативных, коммуникативных способностей, лидерских и проектных компетенций;
3) Привлечение талантливой молодежи к участию в образовательной и исследовательской деятельности университета, формирование у школьников интереса к обучению в ТГУ.
В реализации проекта «Живое право» приняли участие 9 студентов ЮИ ТГУ и 4 преподавателя – куратора.
В ходе реализации программы:
1) преподавателями-кураторами проводились интерактивные занятия для студентов. В ходе этих занятий студенты знакомились с различными интерактивными методиками, правилами их применения, структурой интерактивного занятия, получали навык самостоятельной разработки планов занятий и материалов к интерактивному занятию;
2) Совместно преподавателями-кураторами и студентами разработаны планы шести занятий, подготовлены материалы к ним.
3) Студентами, участвующими в программе, проводились занятия по практическому праву для школьников.Занятия проводились в МАОУ «Сибирский лицей», МАОУ Гимназия № 56. Всего в программе приняли участие около 100 школьников.
Томский университет имеет хорошо развитый, относительно других вузов, музейный комплекс, к которому относятся и коллекции физкабинета ФФ. Два минувших учебных года с октября по апрель нами читается цикл научно-популярных лекций с демонстраций физических явлений. Цикл состоит из 17 лекций для школьников 9, 10 и 11 классов. Эти лекции имеют определенную структуру и сопровождаются демонстрационным экспериментом.
Но в отличие от традиционных форм в конце каждой лекции мы предлагаем несколько опытов для домашнего исполнения.
Задачи по проектам, связанные с физическим экспериментом, студенты выбирали сами из фонда физкабинета, либо из Интернета. Дополнительно мы предложили проводить защиту этих студенческих проектов, как следующий более высокий уровень деятельности, проводить на лекциях перед школьной аудиторией. Краткие сообщения студентов сопровождаются их презентацией и демонстрацией физического явления.
В результате такой деятельности происходит отбор доступных и интересных для школьников, с позиций студентов, физических экспериментов. Об уровне проводимой работы можно судить по материалам сайта www.demophys.tsu.ru.
В следующем учебном году планируется привлечь к деятельности со школьниками студентов старших курсов с краткими выступлениями по оригинальным физическим демонстрациям, либо с материалами работы специальных кафедр.
Филологическим факультетом Томского государственного университета 5 июня 2015 года был проведён Workshop «Лучшие образовательные и научные практики магистратуры ФилФ ТГУ» для того, чтобы магистранты смогли усовершенствовать свои образовательные программы, а также для вовлечения обучающихся в процессы разработки и совершенствования программ магистратуры. Всего в работе workshop приняли участие более 20 человек, 7 из них – представители профессорско-преподавательского состава ФилФ ТГУ.
Основные темы, которые были рассмотрены в рамках мероприятия:
· Проблемы профессиональной подготовки магистрантов в условиях современного информационного общества.
· Особенности подготовки магистров для нужд современного общества.
· Практико-ориентированные технологии обучения в магистратуре по направлению 45.04.01 «Филология».
· Научно-исследовательская работа магистрантов как отражение потребностей в научных кадрах.
По результатам работы методического семинара, а также на основании решений, принятых по итогам проведения круглого стола по проблемам магистратуры, был создан документ, намечающий перспективы развития магистерских программ, а также подготовлена коллективная публикация. Все документы были размещены на сайте ФилФ ТГУ.
Проект реализуется в рамках стратегической инициативы 5 «Построение системы управления университетом и системы управления изменениями» и нацелен на выявление условий повышения эффективности преподавания физики в системе общего образования.
При выполнении проекта достигнуто тесное взаимодействие сотрудников и преподавателей физического факультета со школьными учителями по физике. Были проведены демонстрационные лекции по общим разделам физики, лабораторные работы, практические занятия по решению физических задач повышенной трудности, лекция профессора А.С. Чирцова (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) «Концепция использования МООС-технологий для дистанционного активного индивидуализированного обучения физике и ее апробация», организованы работы круглых столов по современным образовательным технологиям и «Работа сотрудников МГУ со школьниками», а также экскурсии в научные лаборатории и научно-исследовательские институты и факультеты ТГУ и ТНЦ СО РАН. Результатом итоговой аттестации учителей стало выполнение выпускной работы в электронном виде http://ff.tsu.ru/node/2922.
В ДОЛ «Восход», где уже несколько лет подряд проходит Летняя физико-математическая школа ТГУ произошла замена традиционной завершающей олимпиады по предметам на интеллектуальную игру, которая включала в себя мастер-классы, обучающие программы и командные соревнования. Три дня мероприятия были посвящены трем направлениям – нанотехнологиям, техническим средствам и устройствам и математическому моделированию.
Проект был нацелен на обоснование потенциала деятельности студенческой STEM-лаборатории для формирования интереса школьников к естественно-научному и физико-математическому направлению.
В период с 15.06.15 по 15.07.15 для разработки программы деятельности STEM- лаборатории было проведено 4 семинара, направленных на разработку общей концепции STEM- лаборатории и подготовку команды студентов.
Апробация программы STEM-лаборатории проходила на базе МАУ ДОЛ «Восход» ЗАТО г. Северск 25-26 августа 2015 г., во время проведения Летней физико-математической школы ТГУ. В апробации приняли участие 252 школьника.
К реализации было привлечено 37 студентов и магистрантов.
Анонс о проведении STEM-лаборатории отражен на сайте НИ ТГУ (http://tsu.ru/content/news/news_tsu/59683/), сюжет о проведении вышел в новостном выпуске ГТРК Томск за 28.08.2015 г.
В настоящее время большая часть НПР теряет время на ручную работу там, где можно воспользоваться специализированными пакетами программ- reference management software. Эти системы позволяют оформлять цитаты и списки цитируемой литературы по требованиям зарубежных журналов входящих в базы Scopus и Web of Science (а также в соответствии с ГОСТ при составлении отчетов о НИР) два клика в стандартном редакторе MS Word. Что экономит время - это часы работы, потраченных на оформление списков цитируемых источников по требованиям журнала или в соответствии с ГОСТ. Кроме того такие системы имеют массу полезных функций хранения, систематизации и анализа научной информации, а их онлайн сервисы позволяют ученым совместно работать над статьей или отчетом. Данный проект призван помочь сотрудникам и обучающимся ТГУ начать пользоваться reference management software.
Результаты:
• Проведено три семинара по презентации программного продукта: для сотрудников РФФ, Кадрового резерва университета, сотрудников НБ ТГУ
• Оформлен обучающий курс в СДО Moodle http://moodle.tsu.ru/enrol/index.php?id=1649
• Подготовлен доклад и статья «Использование пакета программ Mendeley в научно-исследовательской работе студентов»
На Филологическом факультете НИ ТГУ ведутся научные исследования, посвящённые российско-итальянским связям, русские студенты и аспиранты проходят практику в университетах Рима и Неаполя, из Италии приезжают студенты по обмену и направлению от Минобрнауки, чтобы изучать русский язык. Регулярное двустороннее (российско-итальянское) организованное и одновременно свободное (безоценочное – не как на обычных занятиях) общение являлось дефицитом, который восполнила коммуникативная площадка «Российско-итальянского центра взаимодействия» - «Итальянский разговорный клуб».
Проект нацелен на создание механизмов координации деятельности учреждений культуры Томской области (библиотек, архивов, музеев) в части реализации единой политики сохранения книжных памятников для усиления роли ТГУ в регионе.
Результаты:
· Создан проект нормативного документа: «Положение о книжных памятниках Томской области».
· Создан реестр учреждений, заинтересованных во взаимодействии с Региональным центром.
· Создан раздел «Книжные памятники», в котором документы распределяются на 5 групп: рукописные книги, старопечатные издания, западноевропейские, издания историко-культурной значимости, сибирские издания. Всего в разделе 73 полнотекстовых документа.
23 июня в библиотеке ТГУ прошла конференция «Университет как акселератор качества жизни локальных городских сообществ». Повестка дня была сконцентрирована вокруг так называемой «третьей миссии» университета, согласно которой, для успешной деятельности современный университет должен выполнять не только образовательные и исследовательские функции, но также выстраивать отношения с городом, в котором находится. На конференции, помимо научных сотрудников университета, приняли участие представители строительных компаний, архитекторы, дизайнеры, городские активисты.
По результатам, были сформулированы критерии качества жизни для различных категорий агентов. Участники конференции представили своё видение микрорайонов и серию мероприятий, которые могут быть организованы университетом и студентами для развития городских сообществ.
По итогам конференции были разработаны возможности деятельности университета в городе, ключевыми пунктами стали:
Проект предполагал проведение 2-х фокус-групп с иностранными и российскими студентами и аспирантами (по 9 человек в каждой, май-июнь 2015 года), а также анкетирование преподавателей английского языка, пользовавшихся сервисами нашего ЧЗ за последний год (июнь-сентябрь 2015 года, 38 анкет).
На основании реализованного проекта планируется расширить спектр сервисов по выбранным направлениям, а также вести дальнейшую работу по популяризации и распространению информации об имеющихся сервисах до аудитории зала. Выявлена высокая заинтересованность студентов и аспирантов не только в пользовании залом, но и в готовности совместного решения вопросов по дальнейшему развитию.
Продукты, которые будут разрабатываться в течение 2015-2016 академического года.
1) новый тематический каталог аудио- и видеоматериалов;
2) жанровый каталог художественной литературы, портфель электронных и печатных ресурсов библиотеки в области academic writing;
3) мероприятия формата English Speaking Club и Professors English Club;
4) портфель по зарубежным МООК курсам различной тематики, порталов по изучению английского языка;
5) консультации/рассылки по зарубежным грантам и стажировкам.
Философский межфакультетский Клуб «Фонарь Диогена» осуществляет, наряду с просветительской, коммуникативной и досуговой деятельностью, разработку методик формирования исследовательских, аналитических и креативных компетенций у студентов.
Участниками работы Клуба в рамках проведения подготовительных дискуссий и разработки модели философских дебатов было 56 человек, включая студентов шести факультетов ТГУ (ФсФ, ЮИ, ФПМК, ИФ, ИИиК, ФилФ), 12 школьников старших классов и 10 преподавателей ФсФ.
Результаты:
1.Разработана программы «Философские дебаты» (основа - технология «Дебаты» по формату К.Поппера).
2. Создана учебная программа, интегрирующая формат работы Клуба «Философские дебаты» с учебным курсом «Теория и практика аргументации», который изучают студенты 4 курса ФсФ. Создан механизм интеграция формата философских дебатов в другие учебные курсы ФсФ («Логика», «Онтология и теория познания», «Антропосоциогенез» и др.)
3. Созданы методические материалы по формату «Философские дебаты» а) для студентов и б) членов клуба без специального философского образования (участников дебатов).
4. Разработана тематическая программа подготовки и тренингов для участия в «Философских дебатах» студентов и школьников на 2015-2016 уч. год.
5. В рамках тематической подготовки к дебатам 16 сентября 2015 проведена дискуссия «Клиповое мышление: за и против».
В процессе выполнения проекта произведен сбор 138 образцов семенного материала. Данные образцы были обработаны и упакованы для длительного хранения. Были отобраны более 80 образцов для создания мобильной карпологической коллекции. Оформлено 6 красочных каталогов с живым растительным материалом для проведения занятий по ботанике.
Произведена закупка кейсов, посуды, флористического материала для оформления мобильной экспозиции.
Разработано три варианта использования мобильной экспозиции:
- обзорный (с использованием каталогов и части коллекции семян)
- наглядная ботаника (тематическое занятие: «голосеменные растения», «растения-рекордсмены» и др.)