Карта инициативной среды ТГУ

Краткое описание проекта: Проект направлен на повышение языковых компетенций обучающихся ТГУ, в том числе для обучения на совместных образовательных программах, выступления на международных конференциях, участия в программах международной академической мобильности, обладания свободным профессиональным английским языком.

Разработка данного проекта предполагает увеличение количества как аудиторных занятий по английскому языку на всех курсах ФФ и ХФ, так и часов, отведенных на самостоятельную работу;  активное привлечение обучающихся на ХФ и ФФ к участию в мероприятиях на английском языке (олимпиады, конференции, открытые лекции, дискуссионные клубы и т.д.), что будет способствовать созданию англоязычной среды на вышеназванных факультетах. Мотивирующим фактором для студентов будет последующее введение обязательных курсов лекций  и научных семинаров по специальности на английском языке.

После успешной его реализации на ФФ и ХФ, Проект будет осуществлен в рамках других факультетов ТГУ.

Цель Проекта:

Разработать и апробировать систему мероприятий по развитию профессиональных языковых компетенций у обучающихся естественнонаучных факультетов ТГУ на пилотном проекте ФФ и ХФ.

Задачи Проекта:

1. Создать команду  преподавателей английского языка  ФИЯ, готовых реализовать задачи Проекта.

2. Скорректировать учебно - производственные планы в рамках увеличенной сетки часов (6 часов в неделю в каждой группе I и II курсов ФФ и ХФ) и разработать новые программы обучения английскому языку.

3. Организовать научно-методическое, дидактическое и организационное сопровождение процесса обучения английскому языку обучающихся в группах I и II курса ФФ и ХФ. Проследить динамику их достижений.

4. Организовать  обучение студентов  I и  II курсов ФФ и ХФ английскому языку  с тем, чтобы повысить  уровень их языковых компетенций до достаточного для обучения и последующего общения в области будущей профессиональной деятельности.

5. Разработать систему проведения интенсивных курсов  обучения с погружением в иноязычную среду для обучающихся на  I и II курсах ФФ и ХФ и в 2 группах ФФ и ХФ, представленных бакалаврами старших курсов, аспирантами и магистрантами этих факультетов, устойчиво мотивированными к изучению английского языка в области будущей профессиональной деятельности.

6. Разработать систему образовательных мероприятий для обучающихся в 2 группах ФФ и ХФ, студентов  I и II курсов ФФ и ХФ:  открытые лекции, профессионально ориентированные семинары, индивидуальные консультации и круглые столы,  с привлечением профессорско-преподавательского состава факультетов-участников Проекта и зарубежных специалистов.

7. Разработать и апробировать разговорник “Английский язык в академической среде общения"/ “English in the Academic Environment” с последующей диссеминацией на другие факультеты ТГУ.

8. Разработать УМК «Обучение иностранному языку в сфере профессионального общения студентов научноестественных факультетов".

9. Внести дисциплину «Обучение профессиональному иноязычному дискурсу» в учебные планы, расписание обучающихся и индивидуальные рабочие планы преподавателей ФИЯ, ФФ, ХФ.

10. Осуществлять консультационное сопровождение обучающихся студентов  I и II курсов ФФ и ХФ, в 2 группах ФФ и ХФ при подготовке к выступлениям на английском языке на конференциях,  в процессе их участия в опытно-экспериментальной и научно исследовательской деятельности, научных мероприятиях российского и зарубежного уровня.

11. Осуществлять квалифицированную помощь обучающимся в 2 группах ФФ и ХФ при написании аннотаций к научным статьям, резюме и составлении заявок на гранты на английском языке.

 

Предполагаемые результаты проекта:

·         Повышен уровень английского языка студентов I и II курсов ФФ и ХФ до достаточного для обучения (посещения обязательных лекций и семинаров по профессиональным дисциплинам  на  последующих курсах) и общения  в области будущей профессиональной деятельности.   

·          Сформированы и обучены 2 группы профессионально-ориентированных бакалавров старших курсов, аспирантов  и магистрантов, владеющих английским языком как средством общения в профессиональной сфере и межкультурной коммуникации. 28 человек повысили уровень иноязычной коммуникативной компетенции  не ниже уровня В1 и продемонстрировали готовность к самостоятельной профессиональной деятельности с применением английского языка и повышению показателей эффективности своих факультетов и университета;

·         Сформировано и обучено 24 группы студентов ХФ и ФФ (бакалавров и специалистов) I и II курсов  (320 человек), систематически посещавших основные и дополнительные занятия по английскому языку и  повысивших уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией до уровня не ниже А2.

  • Создана система проведения интенсивных курсов обучения английскому языку  студентов ФФ и ХФ с погружением в иноязычную среду.

·         Разработаны  УМК «Обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации студентов естественнонаучных  факультетов» (1 – для ФФ и 1 – для ХФ).

·         Разработаны и апробированы 2 разговорника «Английский в академической среде общения» по одному для ФФ и ХФ.

·         Разработаны рекомендации по переносу позитивного опыта реализации Проекта  на другие факультеты и расширению целевой аудитории.

·         Повышена мотивации к изучению английского языка и уровня владения General English и  ESP у обучающихся до уровня В2 по шкале Общеевропейских компетенций владения современными иностранными языками.

·         Организованы и проведены студенческие конференции на английском языке в рамках ФФ и ХФ.

·         Организованы и проведены студенческие олимпиады среди студентов I и II курсов ФФ и ХФ.

·         Подготовлены и отредактированы выступления на английском языке для мероприятий российского и зарубежного уровня.

·         Сформирована мотивационная готовность преподавателей разрабатывать программы интенсивного обучения английскому языку для различных подразделений университета с учетом запросов целевой аудитории.

Проект оказывает влияние на достижение таких управленческих эффектов как:

·         Формирование профессиональных языковых компетенций обучающихся и развитие англоязычных коммуникативных навыков у преподавателей ФФ и ХФ.

·         Создание в ТГУ англоязычной среды (в том числе среды профессионального общения), отвечающей задачам ВИУ.

Студенты Физического факультета «идут в народ»

В рамках новой инициативы проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» с 20 марта студенты группы углубленного изучения английского языка (преподаватель - доцент ФИЯ Ольга Нагель) представят серию выступлений на английском языке для студентов и преподавателей ТГУ. Основной идей данной инициативы является предоставление возможности студентам развивать профессиональные коммуникативные навыки за рамками классной комнаты, представляя  область своих интересов слушателям разных областей знаний, возраста и социального статуса.

Подробнее

Первая лекция была проведена Анастасией Беловой, магистранткой второго курса ТГУ, работающей под руководством Уленикова Олега Николаевича над проблемами спектроскопического анализа молекул.

Будучи одной из лучших студенток группы углубленного изучения английского языка на ФФ, Анастасия получила возможность выступить с результатами своего исследования на английском языке перед самой требовательной аудиторией, студентами первого курса ФФ. Задачей Анастасии было не только представить свою работу в доступной форме на иностранном языке, но и заинтересовать аудиторию, стимулировать ее к дальнейшей дискуссии, с чем Настя справилась на «отлично».

Следующая лекция запланирована на 22 марта и будет представлена докторантом ФФ Игорем Швец, которому предстоит не менее сложная задача выступить перед магистрантами и аспирантами ФИЯ и донести до них на английском языке основные положения Эффекта Холла.

Проект как путёвка в жизнь: студенты химического факультета сдали сертификационный экзамен по английскому языку

Март текущего года стал важной вехой в работе проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)». Студенты и магистранты химического факультета приняли приглашение Томского политехнического университета и сдали сертификационный экзамен по английскому языку.

Сертификационный экзамен ТПУ приближен к стандарту международных академических испытаний форматовIELTSи TOEFL. Как отмечают организаторы, сертификат о сдаче СЭ даёт своего рода «путёвку в жизнь», являясь весомым довеском к учебному портфолио и повышая доступностьпрограмм академической мобильности. Испытания проходили в два этапа: письменная часть (лексико-грамматическое тестирование) и устная часть (аудирование и собеседование). Сдаче экзамена предшествовала длительная самостоятельная подготовка, а также дистанционные и очные консультации, проведённые координатором Проекта на ХФ, доцентом ФИЯ Надеждой Петруниной. Группа химического факультета была представлена 11ю обучающимися, среди которых студенты 2го и 3го курсов, а также студенты магистерских программ.

Подробнее

Результаты сдачи будут известны 21го марта. Пожелаем участникам удачи и приведём некоторые из отзывов.

Полина Калачикова, студентка 3го курса ХФ: «Несмотря на ряд недостатков в организации мероприятия (в частности, отсутствие электронной записи при делении участников на потоки), в целом всё соответствовало обещанному. Задания и уровень сложности были подобны тем, что заявлены в демоверсии. Спасибо за интересный опыт».

Александр Зорин, магистрант ХФ: «В наше время многое решают документы. Данный экзамен – прекрасная возможность получить сертификат, подтверждающий уровень владения английским языком; полезный документ для портфолио. Стоит отметить, что, несмотря на мелкие промахи в организации экзамена, материалы и ход экзамена были на высшем уровне. Организаторы с пониманием относились к экзаменуемым и отвечали на все вопросы, требующие пояснений. Слегка удивило, что аудирование проходило без наушников: задания звучали из колонок, но, благодаря высокому качеству звука, с этим проблем не было. Спасибо организаторам».

Ирина Попова, студентка 2го курса ХФ: «Это был интересный и полезный опыт, который дал возможность оценить уровень своей подготовки».

Надежда Петрунина, координатор Проекта на ХФ: «Сертификационный экзамен ТПУ – первая серьёзная попытка вынесения результатов нашей работы за пределы факультета и университета. На мой взгляд, это стало полезным и нужным шагом 1) к преодолению речевых и психологических барьеров; 2) к выходу из зоны комфорта и оперативному реагированию на незнакомые условия; 3) к тому, что на Западе называют team-building. Международные экзамены формата IELTS – немаловажная вещь для молодого исследователя, а дополнительная практика в этом русле никогда не будет лишней. Благодарим Тамару Петрашову, начальника отдела мониторинга качества языковой подготовки  ТПУ, тестологов отдела Юлию Шиц и Марию Яговкину, заместителя декана ХФ Владимира Шелковникова, а также Инжиниринговый химико-технологический центр за оказанные доверие и поддержку».

Мартовские планы команды Проекта не исчерпываются участием в СЭ ТПУ.  Запланировано участие сразу в двух олимпиадах для студентов неязыковых специальностей ТГУ; конкурс письменных переводов; кинопоказы для начинающих; вечер английской и французской песни.

II тур Международной олимпиады по английскому языку «Integrating Global English Communication into Engineering Science and Technology»

Мы уже писали о том, что в рамках Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» была подана  коллективная заявка на участие  в Международной олимпиаде по английскому языку «Integrating Global English Communication into  Engineering Science and Technology».

I-ый тур проходил в декабре, но, поскольку, количество участников было большим, результаты мы получили только на прошлой неделе. И они радуют.

Подробнее

Из 299 участников Олимпиады от ФФ и ХФ 158 студентов I, II курсов, магистрантов и аспирантов  набрали 50 и более баллов, а 33 человека преодолели рубеж в 80 баллов и вышли во II тур. Поздравляем!!!  Всего во II туре, который будет проходить в 25-31 марта, примет участие  214  человек из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Пожелаем нашим участникам  удачи!

Участник проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» занял II место в номинации «Лучшее произведение письменного жанра» во Всероссийском творческом конкурсе «Creative English: Art Competition»

Поздравляем участника проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)», студента 2 курса химического факультета Эдуарда Сайфулина (преподаватель - доцент ФИЯ Александра Соболева) с победой во Всероссийском творческом конкурсе «Creative English: Art Competition» среди студентов, изучающих английский язык для профессиональных целей!

Конкурс был организован Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск). В нём участвовали студенты 14 университетов, а география участников охватывала всю страну от Северо-Запада до Дальнего Востока. Кстати, ТГУ представляли студенты ХФ и ФФ.

Подробнее

Эдуард занял II место в номинации «Лучшее произведение письменного жанра». Отличный итог уходящего года!

Подробнее о конкурсе можно прочитать на сайте  http://narfu.ru/life/news/classifieds/?ELEMENT_ID=281663

Зима в химическом стакане и Красная Шапочка: Рождество на химическом факультете

23 декабря на химическом факультете прошло торжественное празднование Рождества – одной из самых значимых дат англоговорящего мира.

Событие прошло в рамках  Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» и стало воплощением творческих решений команды преподавателей ФИЯ: Светланы Мартыновой, Людмилы Митчелл, Надежды Петруниной и Александры Соболевой.

Программа была подготовлена студентами первого и второго курсов и включила в себя три драматизации, демонстрацию поздравительных видеороликов и исполнение песен на английском языке.

Подробнее

Самыми запоминающимися, по мнению зрителей, стали четыре момента. Во-первых, химический ремейк «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла от творческого коллектива группы 08501б. Участники не только воссоздали атмосферу знаменитого безумного чаепития Алисы, Шляпника и Мартовского Зайца, но и попытались объяснить странности в их поведении с точки зрения химической науки, демонстрируя формулы и интерпретируя химические процессы. Во-вторых, аудитория отметила нестандартный подход к песенной оркестровке от группы 08601: ребята принесли собственные музыкальные инструменты и показали все возможности живого звука.

«Гвоздём» программы стала инсценировка «Красная Шапочка» – находка доцента Александры Соболевой и группы 08501а. Текст сценки был выдержан в макароническом стиле, чрезвычайно остроумно сочетая фрагменты английской и русской речи и культуры. Цитаты типа “Youhaveприхватизировать myhouse” или “Что-то Russianдухом пахнет» успели стали крылатыми за один вечер!

Наконец, вечер завершился показом видеоролика с онлайн-экспериментом от группы 08502б и Виктории Венделевой (гр. 08503б). Химический опыт возгонки бензойной кислоты, пары которой оседали на еловой ветке и создавали эффект падающего снега, сделал вечер по-настоящему волшебным.

В заключение координатор Проекта на ХФ, доцент ФИЯ Надежда Петрунина поздравила студентов с наступающими новогодними праздниками и долгожданными январскими каникулами: «Вы научили меня многому. Доверять своей интуиции. Быть терпимее и внимательнее к окружающим. Никогда не останавливаться на пути к совершенству. Будьте счастливы и успешны в грядущем году!»

Артур Ухов, гр. 08501б: « Всё прошло весело и замечательно!»

Константин Хрущёв, гр. 08603б: «Вторая часть концерта была шедевральной – сценка о Красной Шапочке и два видео. В целом концерт оставил только положительные эмоции».

Команда Проекта благодарит заместителя декана ХФ, доцента Владимира Шелковникова и старшего преподавателя кафедры органической химии Михаила Анищенко за помощь в организации мероприятия. 

Из физики в лингвистику

Участники проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» студенты группы 05631 I курса ФФ внесли вклад в когнитивные исследования Томского государственного университета.

По приглашению своего преподавателя английского языка (ст.преподаватель ФИЯ Александра Набиуллина, которая также является сотрудником Лаборатории когнитивных исследований языка), Никита Горев, Арсен Магомедов, Юрий Недоступ, Никита Пурыкин и Александр Саковский приняли участие в эксперименте. Под руководством сотрудника лаборатории, Елены Некрасовой, физики погрузились в атмосферу лингвистического эксперимента. 

Подробнее

Лаборатория Когнитивных исследований языка (http://cognitio.tsu.ru/) существует на базе Международного центра исследований развития человека (http://lab.tsu.ru/cognitivestudies/).  «Основная задача Лаборатории - рассказывает кандидат филологических наук Елена Некрасова - изучение особенностей восприятия языка, а также взаимодействия языка и мышления. В качестве ведущего исследовательского метода сотрудниками применяется метод поведенческих экспериментов со сбором данных времени реакции, предполагающий привлечение значительного количества респондентов.

На данный момент в лаборатории активны 7 экспериментов по изучению билингвальной обработки языка, особенностей восприятия морфологической формы слова, связи перцептивного и вербального опыта, а также пространственного ориентирования слов».

Чтобы принять участие в экспериментах или задать дополнительные вопросы, можно обратиться по следующему адресу: nekrasovaed@yandex.ru

Приводим отзывы студентов:

Никита Горев: Когда меня попросили поучаствовать в эксперименте, я не придал особого значения этому и просто согласился. Думал, что это какой-то очередной банальный тест на восприятие. Но моим ожиданиям не суждено было сбыться. Реальность оказалась куда приятнее. Я прошел весьма интересный эксперимент, узнал очень много нового лично для себя, для своего личного развития. Не буду рассказывать все, чтобы сохранить интерес других людей к данному мероприятию. Мне очень понравился эксперимент и я готов в будущем принимать участие в такого рода событиях.

Юрий Недоступ: В среду я проходил тестирование на когнитивные функции. А именно, я выполнял тест на скорость реакции на увиденные слов. Мне тест показался забавным и необычным, хотя я и пару раз «накосячил».

Арсен Магомедов: Мне показался очень интересным и полезным тест, который я прошёл! Я рад, что помог развитию экспериментальных исследований ТГУ. 

Научился сам – расскажи другим: Англоязычный тур по лабораториям химического факультета

В рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» 14 декабря студенты и магистранты химического факультета при поддержке куратора – доцента ФИЯ Надежды Петруниной – провели англоязычный тур по лабораториям ХФ, ориентированный на студентов первого курса. Целью экскурсии было познакомить первокурсников, вновь прибывших в ряды химических экспериментаторов, с богатым спектром возможностей, предоставляемых факультетом для научного и карьерного роста будущих исследователей.

Подробнее

Экскурсия получилась многоступенчатой и разноплановой. Студентки группы 08501б Дарья Нагорняк и Эрика Ямщикова познакомили ребят с лабораториями аналитической и неорганической химии, так как именно с этими отраслями юным химикам предстоит взаимодействовать в ближайшие два года. Начинающие гиды успешно справились с демонстрацией оборудования и ярко, достоверно описали собственные лабораторные опыты.

Затем последовало продолжительное погружение в мир Лаборатории каталитических исследований. Младший научный сотрудник ЛКИ Михаил Фомченков, магистрант ХФ Александр Зорин и студентка третьего курса Полина Калачикова познакомили первокурсников с отделами полимеров, органического синтеза и катализа.

Михаил Ковтунов, студент первого курса, описывает свои впечатления: «Во-первых, экскурсия произвела на меня большое впечатление потому, что до этого я никогда не был в ЛКИ. Мне было очень интересно ознакомиться с различным оборудованием, посмотреть на незнакомые для меня рабочие места. К тому же эта экскурсия помогла мне улучшить знание английского языка: я узнал множество различных терминов. Занимательно было посмотреть на серьезных людей, двигающих науку вперед».

Координаторы проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» выражают благодарность доценту Наталье Коротченко, профессору Ирине Курзиной, заместителю декана ХФ Владимиру Шелковникову за неоценимый вклад в организацию мероприятия и оперативную поддержку.

Международная олимпиада по английскому языку «Integrating Global English Communication into Engineering Science and Technology»

В рамках Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» была подана  коллективная заявка на участие  в Международной олимпиаде по английскому языку «Integrating Global English Communication into  Engineering Science and Technology». 

На этой неделе участники Проекта - студенты I, II курсов, магистранты и аспиранты ФФ и ХФ уже приступили к выполнению заданий I тура олимпиады. 

Пожелаем им удачи!

Подробнее
Дебют: молодой преподаватель химического факультета прочитал свою первую лекцию на английском языке

В начале декабря в рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» на химическом факультете состоялась англоязычная лекция Григория Мамонтова, доцента кафедры физической и коллоидной химии.

Лекция была посвящена наноматериалам, способам их получения и вариантам практического применения. Выступление Григория Владимировича запомнилось аудитории не только убедительной и доступной подачей материала, но и введением дополнительной культурной информации, касающейся сравнительного анализа применения наноматериалов в различных странах мира. За лекцией последовала достаточно продолжительная дискуссия, что свидетельствует об усвоении студентами умения успешно дискутировать на профессиональные темы. Нельзя не отметить и творчески оформленное визуальное сопровождение речи, а также наличие авторского глоссария, увеличившего степень информационной прозрачности сложного материала.

Подробнее

Приведём отзыв студента гр. 08503 Алексея Таратайко:

«Данную лекцию я нашел для себя очень информативной и увлекательной. Нанотехнологии и производство наноматериалов - в нынешнее время относительно молодое и перспективное направление науки. Лектор в своем докладе представил основные свойства наноматериалов (размеры, химические и физические свойства), их виды (мультифункциональные, металл-органические структуры) и способы получения. Наиболее интересные, на мой взгляд, методы - это получение наночастиц с использованием нанореакторов из поверхностно-активных веществ, а также материалов с помощью нанесения дисперсных частиц на крылья бабочек. В целом лекция оставила положительные впечатления, привнесла ясность и новые знания. Отдельно хотелось бы поблагодаритьГ.В. Мамонтова за выступление и красочную презентацию».

Дружбе факультетов – быть: декабрьская встреча Английского разговорного клуба

5 декабря студентки II курса химического факультета Виолетта БольшеваАнастасия Кинсфатор и Ирина Попова приняли участие в заседании Английского разговорного клуба, бессменным председателем которого является старший преподаватель кафедры английской филологии Галина Шостак.

Встреча была посвящена миру художественных текстов; участники поочерёдно воображали себя героями произведений Михаила Булгакова, Джерома Сэлинджера, Уильяма Шекспира. Мир художественных текстов объединил представителей разных факультетов: будущих журналистов, переводчиков, филологов. В свою очередь, выступление химиков было бы невозможным без поддержки студенток Института искусств и культуры Евгении Вернадской и Екатерины Епанщинцевой.

Подробнее

Жанр прошедшего перфоманса сложно определить: это была комплексная презентация лучших образцов рок-поэзии. Выступление включало в себя мультимедийные доклады, декламацию текстов, исполнение песен на английском языке. Выступающие, во главе с научным руководителем – доцентом ФИЯ Надеждой Петруниной, пытались доказать тезис о том, что рок-поэзия немыслима без контраста противоположностей, отражающего, выражающего и – что главное! – разрешающего внутренние конфликты западного мироощущения.

Организаторы встречи отозвались о данном выступлении как о «самом необычном» и «новаторском». Иностранные студенты из Великобритании также положительно отозвались об увиденном и услышанном: «The interpretation was lovely and unexpected. We felt so nostalgic!»

Напомним, что все мероприятия на химическом факультете проводятся при поддержке Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)». До конца календарного года планируется провести экскурсию по химическим лабораториям и торжественное празднование Рождества.

Экскурсия на английском языке для студентов I курса ФФ

8 декабря 2016 года в рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» студенты I курса ФФ посетили Лабораторию новых материалов и перспективных технологий, которая является научной  площадкой для проведения междисциплинарных исследований. Она интегрирована в структуру центров коллективного пользования ТГУ, что позволяет студентам физического, химического и радиофизического факультетов проводить здесь свои собственные исследования.

Сотрудник лаборатории, магистрант ФФ Дмитрий Ежов уже второй год посещает интенсивные занятия по английскому языку в рамках Проекта, поэтому, именно он провел данную экскурсию на английском языке. Дмитрий рассказал ребятам о принципах работы оборудования, правилах поведения в лаборатории и даже сделал краткий экскурс в историю здания, в котором расположен Сибирский физико-технический институт.

Подробнее

В химической части лаборатории первокурсники узнали о дозирующей пипетке, которая позволяет контролировать объем используемого вещества при наборе. Они также смогли увидеть вытяжные шкафы, колбы, пробирки, мерные стаканы – все, что необходимо для проведения химического эксперимента.

В другой части лаборатории, физической, студенты смогли познакомиться с различными видами лазеров: твердотельными, газовыми, гелий-неоновыми; и увидеть процесс лазерной абляции нано частиц. Каждый сотрудник лаборатории должен знать устройство лазера и потенциал его использования для проведения экспериментов и исследований. Для этого создана учебная лаборатория, в которой можно разобрать лазер в ознакомительных целях. 

Студенты узнали, что лазеры широко применяются в медицине и промышленности. Так, например, одни лазеры позволяют выращивать костную ткань. Другие  используются для сведения татуировок. Спектр применения ограничивается лишь знаниями экспериментатора и его способностями.   

Первокурсникам также представили спектрометры, спектрофлуориметры и сканирующий электронный микроскоп высокого разрешения, который позволяет получить четкие изображения образцов небольшого размера. Ребята смогли изучить фасеточные глаза мухи, лапу паука, диаметр человеческого волоса, который равен всего 50-90 мкм.

Ребята остались довольны визитом в лабораторию. Алексей Тюкавкин (гр.05642), например, подчеркнул, что экскурсии в лаборатории, организованные в рамках Проекта, позволили ему сформировать понимание основных направлений в физике, и в дальнейшем, вероятно, помогут сделать правильный выбор. 

Кино – будет… на английском: новая традиция студентов химического факультета

В рамках Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» студенты I и II курсов химического факультета совершили два «кинопохода». Информационную и методическую поддержку оказала Юлия Ибрагимова, преподаватель школы иностранных языков «Друзья».

Просмотр художественных фильмов на английском языке – уже сложившаяся на химическом факультете традиция. Показы сопровождаются визуально-графической семантизацией новой лексики, раздачей дополнительных материалов и кратким опросом, выявляющим степень усвоенной студентами информации. Кинопросмотр традиционно завершается чаепитием и англоязычной дискуссией о всевозможных вещах – как относящихся к увиденному на экране, так и любых иных.

Подробнее

Аржаана Молдурушку (гр. 08601б): «Фильм-биография Алана Тьюринга заставил меня о многом задуматься. Наука – не всегда приключение, но иногда и трагедия. Спасибо за время, проведённое с пользой».

Анастасия Кинсфатор (гр. 08501б): «Ещё одно спасибо – на этот раз за музыкальный фильм!»

Юлия Ибрагимова, ведущая вечера:«В ТГУ совершенно чудесные химики. Спасибо их преподавателю Надежде Петруниной за идею закрытых киноклубов и за доверие!»

Волшебство вне Хогвартса: суперэластичность, высокопрочность и память формы

25 ноября 2016 года для участников проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» была организована экскурсия на английском языке в одну из лабораторий физического факультета.

Магистрантки Панченко Марина и Реунова Ксения познакомили студентов-первокурсников с Лабораторией физики высокопрочных кристаллов. Замечательные экскурсоводы, которые уже не первый год работают в лаборатории, рассказали о мартенситных превращениях и теории развития термоупругих мартенситных переходов в нанокомпозитах для конструирования новых сплавов с эффектом памяти формы на основе систем FeNiCoAl.

Подробнее

Марина и Ксения также являются участницами Проекта и посещают занятия в группе углубленного изучения английского для студентов старших курсов бакалавриата, магистрантов и аспирантов физического факультета.  Ксения, которая присоединилась к Проекту только в этом учебном году, поделилась своими впечатлениями: «Было очень интересно разговаривать со студентами на английском языке.  Мне показалось, что они с интересом слушали нас».

Оборудование, используемое в лаборатории, позволяет установить механические свойства материалов и узлов, используя растягивающие, сжимающие, изгибающие, усталостные, ударные, динамические, крутящие и многоосевые нагрузки и проводить испытания, направленные на растяжение и сжатие материалов, их старение и закалку. Сотрудники лаборатории, которые во время экскурсии находились в лаборатории, продемонстрировали работу некоторых машин и установок и рассказали о собственных исследованиях. С помощью оптического микроскопа каждый смог изучить структуру экспериментальных образцов.

В экскурсии также принял участие и руководитель лаборатории, доктор физико-математических наук, Юрий Иванович Чумляков, который в очередной раз продемонстрировал удивительную магию физики. Материалы с памятью формы и суперэластичная нить, созданные в лаборатории, подтверждают высокий уровень научных исследований, проводимых в Томском государственном университете. Юрий Иванович, совсем недавно вернувшийся из США, где он работал в качестве приглашенного профессора, заметил, что знание английского языка, наряду с физикой, математикой и информатикой, является неотъемлемой частью успеха в области естественных наук.

В 2016/2017 учебном году в рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» запланированы экскурсии в лаборатории физического факультета, Музей физики ТГУ и лекции на английском языке. 

Mad tea party: версия первокурсников физического факультета

Где в ТГУ можно получить Оскар и попробовать себя в качестве актёра театра и кино, а выступать при этом на  английском? Никогда не догадаетесь! Нужно быть студентом I курса физического факультета, изучать английский язык в рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)» и принять активное участие в «Mad Tea Party: the physics version».

Леонардо Ди Каприо шёл к Оскару долгие годы. А студенты группы 05641 получили заветную статуэтку ещё до первой сессии. Правда, масштабы события несколько уступают престижной голливудской церемонии, однако это отнюдь его не умаляет. «Сумасшедшее чаепитие» удалось на славу: было весело и шумно. Студенты получили прекрасную возможность попрактиковаться в английском языке и раскрыть свои творческие способности. Особенно запомнился конкурс видео роликов, представлявший каждую группу. Вот где ребята постарались и проявили себя как в английском, так и в креативности замыслов и неординарности подходов к исполнению задуманного: съемки проводились и в аудиториях, и в общежитиях, и даже в сугробах при температуре -30! Но чего не сделаешь ради хорошего результата! Ролики получились очень веселые и трогательные. Зрители получили колоссальное удовольствие от актёрских и режиссёрских работ. В номинации «Лучшее видео» золотого Оскара получила группу 05641 (преп. Екатерина Гальперина). II место за видео у группы 05622 (преп. Ян Чемезов), III место заняла группа 05632 (преп. Наталья Шафтельская);

Подробнее

Помимо презентации видео, и ряда развлекательных заданий, студентам было предложено инсценировать русскую народную сказку «Репка» на английском языке в пяти различных жанрах -horror, thriller, action, comedy и mystic.

 I место за инсценировку (horror) у гр.05641, II место заняла инсценировка (action) гр. 05632 , а III место за инсценировку (comedy) у гр. 05621 (преп. Ольга Зубкова).

Были и лучшие актерские работы, которые привели всех в полный восторг. По мнению и жюри, и зрителей самыми артистичными и харизматичными были Олег Тарасов и Сергей Синюков.

Председателем жюри конкурсов был преподаватель ФФ Дмитрий Безродный, а членами – студенты I  курса ФИЯ. По их словам, «Мероприятие было очень занимательным. Было много веселых моментов, особенно когда группы разыгрывали сказку «Репка»», «Это был невероятный опыт. Ребята подготовились очень хорошо», «Было захватывающе и особенно интересно услышать выступления физиков на английском языке».

Хотелось бы поблагодарить за участие начинающую группу 05642. Молодцы! Верим, что ваши победы впереди.

Следует отметить, что сладкие призы были вручены не только за «Лучшую инсценировку», «Лучшее видео» и «Лучшую актерскую работу» но и за участие в мероприятии.

А вот что сами преподаватели думают о прошедшем мероприятии:

Ольга Зубкова: Меня так же порадовала креативность студентов в постановке мини-спектаклей по мотивам русской народной сказки «Репка». Такого разгула фантазии я не ожидала от, казалось бы, простенького задания с элементами современной поп-культуры в виде песен. Но участники мероприятия оказались на высоте и рассмешили всех присутствовавших. А сами убедились, что английский язык можно и нужно применять не только в учебных аудиториях.

Александра Набиуллина: Эти ребята удивительные: они изучают английский помимо своих основных занятий, они впитывают в себя все, что им дают, и демонстрируют полученные знания. Они не жалуются, что мероприятия проходят в пятницу вечером, после математического анализа. Огромная им благодарность за это! Всегда приятно видеть, что труд преподавателей не пропадает даром. Я в очередной раз убеждаюсь в том, что, оказавшись в этом Проекте в качестве преподавателя, я снова стала студенткой, которая учится у первокурсников позитивно и творчески мыслить, находить необычные решения, с помощью подручных средств создавать атмосферу триллера или комедии, менять правила, менять сценарии, но по-прежнему оставаться на высоте. Я желаю этим ребятам дальнейших творческих успехов! 

Ян Чемезов Известно, что для овладения иностранным языком как средством общения, нужно активно использовать его в живых, естественных ситуациях. Внеаудиторные мероприятия, организуемые в рамках Проекта, как раз и дают студентам такую возможность. Они направлены на всестороннее развитие языковых компетенций студентов, показывают высокую эффективность, и воплощают новые прогрессивные подходы в обучении английскому языку.

Приводим отзывы и студентов- участников «Сумасшедшего чаепития»:

Семен Медведев: Это было очень интересное, веселое и увлекательное мероприятие! Мы отлично провели время в непринужденной обстановке. С удовольствием посетил бы такое мероприятие снова.

Анастасия Волокитина: Было интересно смотреть фильмы, созданные другими группами, из них можно было подчерпнуть нечто интересное, порадоваться талантам ребят с потока. Сказка про репку вышла весёлой, а её интерпретация в различных жанрах разнообразили вечер. Так же порадовали призы, которые стали приятной неожиданностью в конце вечера.

Алексей Тюкавкин: Данное мероприятие позволило студентам проявить свою креативность и фантазию, объединило людей в совместной работе и творчестве, оставив приятные воспоминания. В каждом фильме виделся уникальный подход и своеобразная атмосфера, созданные коллективными усилиями.

Николай Анненков: Мероприятие прошло на высоте! Оно продемонстрировало сплоченность и фантазию групп. Такие мероприятия расковывают и показывают людей совсем с другой стороны! А итоговый приз становится прекрасным вознаграждением за всю проделанную работу!

Рякин Владислав: Мероприятие, прошедшее в прошлую пятницу было замечательным! Сначала были отличные видеоклипы всех групп, а после мы должны были показать народную сказку на английском языке, но в определенном жанре, что было очень весело!       

Валиулина Ленара: Было много веселых соревнований, где мы могли применить английский язык на практике. Такие мероприятия позволяют сплотить людей. Было очень весело работать с моей группой!

Вероника Турушева: Идея мероприятия была удивительной и интересной, конкурсы-забавными! А в конце нас ждало чаепитие с вкусными тортами и конфетами. Дорогие организаторы, спасибо за Вашу работу!

Анна Манишева: Каждая группа очень старалась. Участвуя в таких мероприятиях, мы учим язык. Это действительно очень интересно и эффективно! Спасибо!

Экскурсия в музее Истории физики

28 октября 2016 года в рамках проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ( кластер естественнонаучных факультетов)» студенты 1го курса физического факультета ТГУ посетили с экскурсией музей Истории физики.

Экскурсию на английском языке подготовили и провели студенты группы 5632 Влад Рякин и Роман Черницкий.

Студенты-экскурсоводы рассказали об истории создания музея и музейных экспонатах, первые из которых были привезены в Томск в 1888 году Н.А. Гезехусом.

Участники экскурсии с интересом слушали о таких удивительных экспонатах музея как телефоны Бэлла и Голубицкого, струнный электрометр и первая рентгеновская установка. Во время экскурсии студенты задавали вопросы на английском языке и обсуждали интересующие их детали происхождения того или иного экспоната.

Подробнее

Благодаря хорошей подготовке студентов в плане музейной терминологии и ответственному подходу студентов к проведению первой экскурсии, экскурсия в музей физики получилась живой и интересной. Такие мероприятия способствуют поддержанию мотивации к изучению английского языка студентами неязыковых факультетов и развивают их коммуникативные навыки вне аудитории. 

Серии англоязычных лекций на химическом факультете ТГУ

Октябрь оказался насыщенным для студентов химического факультета. Лаборатория каталитических исследований во главе с профессором Ириной Курзиной оказала мощную информационно-образовательную поддержку проекту «Повышение языковых компетенций, обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов»), пригласив на лекции зарубежных профессоров не только магистрантов и аспирантов (что по умолчанию определялось логикой их учебных курсов), но и студентов второго курса ХФ.

Своими разработками и знаниями в области биоматериаловедения – чрезвычайно актуальной области в современной химической науке – делились Мария Сесилия Сальвадори (Университет Сан-Паулу, Бразилия) и Лотар Хайнрих (Вестфальский университет имени Вильгельма, Германия).

Подробнее

Такой опыт не стал для второкурсников пилотным: в минувшем учебном году, будучи первокурсниками, участники Проекта уже знакомились с основами биотехнологий под руководством профессора Хайнриха, а также слушали англоязычные лекции преподавателей ХФ.

Студентка группы 08501 Анастасия Кинсфатор наравне с магистрантами стала обладательницей двух сертификатов по завершении лекторских циклов и поделилась своими впечатлениями: «Такие лекции являются для нас отличной возможностью как улучшения навыков общения, тренировки понимания устной англоязычной речи, так и возможностью узнать что-то новое и интересное в области химии и технологий по всему миру. Больше всего понравились лекции профессора Лотара Хайнриха, поскольку медицина и биотехнологии вызывают у меня наибольший интерес (до увлечения химией хотела поступать в медицинский). Невозможно не отметить прекрасную атмосферу и очень доступное для понимания изложение материала. Благодаря этому хочется посетить эти лекции еще не один раз».

«Лекционный октябрь» завершится во вторник 25.10, когда состоится учебно-интерактивная лекция участника Проекта - магистранта I курса Александра Зорина Analytical Chemistry 3.0: the DIY Overview of Chief Methods, посвящённая основным методам исследования в аналитической химии, призванная помочь второкурсникам сориентироваться в мире сложной англо-химической терминологии. 

В рамках проекта проведены встречи на английском языке

Первая половина октября для студентов-первокурсников химического факультета прошла под знаменем Icebreaking Days (дней, разбивающих лёд).

Три группы первого курса (0860108602 и 08601), совместно с преподавателем английского языка, доцентом ФИЯ Надеждой Петруниной, организовали и провели три встречи в рамках программы Toastmasters International. Идея названной программы зародилась в США в начале прошлого века; с тех пор она зарекомендовала себя как эффективный инструмент развития ораторских навыков и как удачный способ избавиться от негативных эмоций, сопровождающих процесс устного публичного выступления любого рода.

Подробнее

Toastmasters – гармоничный способ научиться говорить на иностранном языке и при этом чувствовать себя уверенно. С одной стороны, перед участниками есть пределы, которые нельзя переступать. С другой – полная свобода действий и самовыражения.Встречи ToastmastersInternationalпредставляют собой последовательные презентации различных ролей, как-то:

WordoftheDay (c контекстной подачей слова, этимологическим комментарием, игровой формой демонстрацией его значений);

PhraseoftheDay (с сопроводительным монологом о значении и ценности приведённого афоризма, а также приведением примеров из личного опыта);

PreparedSpeeches (ораторам необходимо заранее подготовить речь, которая должна быть представлена ярко, красочно, с созданием «иллюзии её спонтанности»);

TableTopics (обсуждение нескольких проблемных ситуаций по определённому сценарию);

Evaluation (комментирование и оценка услышанного) и некоторые другие.

В группах было предварительно проведено а) распределение ролей с подробным объяснением сути каждой из них, а также б) несколько тренингов, направленных на отработку умения строить спонтанное высказывание на заданную тему.

Студенты с большим воодушевлением отнеслись к проведению встреч:

Азамат Ахметов: «Я счастлив, что сегодня вечер прошёл так необычно. Говорить исключительно на английском очень нравится».

Ростислав Гукович: «Занятие было таким забавным! Спасибо моей группе и Надежде Владимировне. Хочу, чтобы эти встречи проводились регулярно!».

Яна Ибашева: «Это совсем не похоже на обычные уроки английского, которые были у нас в школе. Хочется поблагодарить Проект за то, что он даёт нам возможность выразить себя».

Евгения Пак: «Я очень волновалась, когда выступала. Но в целом подготовка вызвала много новых положительных эмоций!».

Химия и английский добавились в друзья: посвящение первокурсников химического факультета

12 октября стало яркой отправной точкой для студентов I курса химического факультета ТГУ, прошедших обряд посвящения в участники образовательного Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся НИ ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)».

Событие состоялось благодаря единому творческому порыву студентов второго курса. При поддержке преподавателей английского языка, доцентов ФИЯ  Надежды Петруниной иАлександры Соболевой второкурсникам удалось подготовить необычную программу и объединить её в цельную концепцию. Задача вечера была непростой, но важной: наглядно продемонстрировать универсальность английского языка как коммуникативного инструмента и увлекательность химии как царицы естественных наук. И, конечно, доказать, что союз двух этих учебных дисциплин способен творить чудеса!

Подробнее

Поставленные цели англо-химического эксперимента были достигнуты: первокурсники до слёз смеялись над драматизацией «В мире химических животных» и видеоклипом о нелёгкой жизни лабораторий (снятым и смонтированным самостоятельно!); ломали головы над захватывающим квестом; не дыша смотрели на онлайн-эксперименты с неорганическими соединениями; с воодушевлением играли в интерактивные игры.

Впрочем, отзывы будут красноречивее иных описаний. Вот некоторые из них.

Юлия Ахметзянова: Было круто! Весело и интересно! Мне очень понравилось!

Светлана Коннова: Спасибо за данное мероприятие. Было очень весело (особенно забавным было видео и квест). Лично я получила удовольствие от посвящения.

Карина Курманбаева: Было очень весело и познавательно! Во время квеста наша команда действовала слаженно и дружно, и мы отлично провели время! В общем, было классно, благодарю всех тех, кто занимался организацией этого мероприятия.

Людмила Логинова: Я очень устала после долгого учебного дня, но на посвящении отдохнула и повеселилась. Самым смешным и необычным было видео, где Надежда Владимировна и второкурсники танцевали в лабораториях!

Георгий Сухинин: Лично мне сегодняшнее мероприятие очень понравилось. Запомнился видеоролик, не смеяться было практически невозможно. Финальный квест тоже понравился, только обидно, что проиграли.

Константин Хрущёв: Посвящение прошло в целом хорошо. Понравились игры на английском. Забавным и смешным было видео. Ходьба по станциям не впечатлила, но это скорее личные предпочтения. Организовано идеально, а дружелюбная атмосфера добавляла настроения.

Выучил сам – научи другого: второкурсники Проекта провели посвящение «новобранцев»

4 октября 2016 года в Центре культуры ТГУ состоялось торжественное посвящение первокурсников физического факультета в участники Проекта «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)».

В 2015/2016 учебном году «первоиспытатели» успешно прошли подготовку и теперь готовы не только поделиться своими знаниями со своими младшими коллегами, но также проверить их смекалку, сообразительность и командный дух. Первокурсники бегло читали математические примеры, отвечали на вопросы по общей физике, переводили песни, разгадывали головоломки и демонстрировали свои знания культуры и традиций англоговорящих стран – и всё это на английском языке! Студенты второго курса были весьма требовательны и внимательны к выполнению заданий, а первокурсники в свою очередь дали понять, что они – достойная смена.

Подробнее

В завершении «новобранцы» проекта произнесли клятву и присягнули на верность и преданность Проекту и поклялись способствовать его успешной реализации и трудиться, не покладая рук.

А что думают первокурсники ФФ о Посвящении в Проект? Вот некоторые отзывы:

Анна Манишева: Уникальность Посвящения была в том, что все задания были на английском языке. Именно по этой причине мероприятие безумно понравилось. Множество привычных заданий стали немного сложнее, но не менее интересными. Конечно, стоит отметить и работу второкурсников, которые помогли в организации мероприятия и провели задания. Они подошли к этому с большой ответственностью и произвели на нас большое впечатление. Нам же, первокурсникам, дали возможность показать себя со всех сторон.

Безусловно, такое мероприятие должно проводиться каждый год для всех первокурсников. Большое спасибо организаторам за такое посвящение в Проект. 

Байрамов Эмиль:  Мне понравилось. Я думаю, таких мероприятий должно быть больше, так как они помогают поднять интерес к изучению английского языка.

 Никита Горев:   Когда мне впервые сказали, что нужно идти на посвящение, то я не сразу понял, зачем это нужно. Но я даже представить не мог, насколько это интересно и увлекательно! Войдя в зал, я увидел множество столов, которые были обозначены цифрами. С нами провели беседу, сформировали команды по нашим студенческим группам, объяснили суть игры и пожелали удачи. Проходя станции, я узнал очень много нового и интересного. Мы очень сдружились с командой и без труда проходили все препятствия. В финале нас ждало реальное посвящение с клятвой на английском языке. Я в восторге от данного мероприятия!

Голубовская Александра: Мне понравилось Посвящение в  Проект, понравилось выполнять задания. Получила много позитивных эмоций!

Шероз Саломзода:   Посвящение в английский язык, прошел великолепно, я очень ждал этого вечера. Я наконец-таки познакомился со всеми преподавателями, которые преподают нашим первокурсникам, они очень веселые, очень красивые, и немножечко хитрые. А в целом было весело, было трудно, было круто. Мне понравилась клятва, понравились конкурсы от организаторов, я остался доволен этим мероприятием. Надеюсь, в будущем будут ещё такие мероприятия.

Жердева Мария: Мероприятие было интересным и весёлым. На станциях были забавные задания. Мне понравилось работать вместе со всей группой. Надеюсь, такое мероприятие повторится.

Евгений Ли:  Во вторник вечером у нас было замечательное посвящение в английский язык. Мне все понравилось, особенно интеллектуальные игры и музыка. Я также встретился с преподавателями и студентами английского языка. Я был очень заинтересован в соперничестве между студентами. Это было очень эпично и удивительно!

Горюнов Андрей: Мне понравилось прошедшее мероприятие. Там было весело и хорошо. Я бы хотел, чтобы таких мероприятий было побольше. Спасибо!      

Валиулина Ленара:Наше посвящение было очень интересным, веселым и познавательным. Я узнала новую информацию и практиковала свой английский. Во время церемонии  мы играли в интересные игры и приняли участие в  конкурсах. В конце церемонии посвящения мы зачитали клятву участника Проекта. Проводимые игры позволяют  нам развить такие качества, как внимательность, коммуникабельность и изобретательность. Такие мероприятия помогают сплотить, создать командный дух и дружескую атмосферу.   

Нуралиев Дуйшонкул:. Мне понравилось мероприятие. Хотел бы, чтобы их было больше, я многое узнал. Меня поразила атмосфера мероприятия, и за это я благодарен!

Анастасия Древаль: Мне действительно понравилось английское посвящение. Была хорошая и дружелюбная атмосфера. Мне понравился праздник в целом. Это было очень весело и интересно. К сожалению, я знаю английский не очень хорошо, но я почти всё понимала. Все были очень дружелюбными, милыми, весёлыми и общительными. Спасибо вам всем за этот день! Время обнимашек-лучшее!

Черницкий Роман: Это было великолепное мероприятие, в котором мы полностью погрузились в атмосферу английского языка, потому что мы должны были использовать не только знания английского, чтобы решить разные задания, связанные с нашей жизнью, поэтому каждый принял участие в полной мере и был важен. Было очень весело работать вместе.       

Третьяков Аким: Мне понравилось наше посвящение в Проект. 2 часа мы говорили только на английском, это уникальная возможность. Надеюсь, в будущем будут ещё такие мероприятия.

Габитова Ильфа:Это был очень интересный вечер. Несмотря на то, что мы соревновались с другими группами, атмосфера была дружеской и веселой. Время прошло быстро, и после окончательной церемонии посвящения, мы все пошли домой с очень хорошим настроением.

Первая конференция студентов Физического факультета

16 мая 2016 года в Большом зале Научной библиотеки ТГУ в рамках проекта "Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)" состоится первая конференция студентов Физического факультета на английском языке.

Программа конференции. 

Подробнее


Руководитель:

Дёмин Виктор Валентинович


Проектный менеджер:

Савицкая Ирина Семеновна


Контактное лицо:

Савицкая Ирина Семеновна
  • Безродный Дмитрий
  • Воздвиженский Владимир Валериевич
  • Курзина Ирина Александровна
  • Маругина Надежда Ивановна
  • Митчелл Пётр Джонович
  • Обдалова Ольга Андреевна
  • Петрунина Надежда Владимировна
  • Пустовалова Валерия Юрьевна
  • Соболева Александра Владимировна
  • Шафтельская Наталья Валерьевна