Карта инициативной среды ТГУ

 

http://cdeq.tsu.ru

Краткое описание проекта:

Актуальность проекта основана на анализе результатов проектной деятельности ТГУ в области развития качества образования в 2015 г. Реализация Центром развития качества образования ключевых мероприятий по проекту показала:

1. Низкую эффективность мер по внедрению междисциплинарных образовательных программ и  механизмов надфакультеткского управления образовательными программами. Что характеризуется по следующим признакам:

- низкий уровень научной продуктивности магистрантов (количество публикаций, включенность в выполнение  НИР,  количество хоздоговоров выполняемых с участием  магистрантов);

- низкий уровень экономической эффективности программы (как образовательной услуги).  (количество привлечённых абитуриентов для обучения на внебюджетной основе, количество созданных и реализуемых на базе программы дополнительных платных услуг в ТГУ (в том числе модулей ДПО, ПК, ППК);

- низкий уровень эффективности управления (количество сетевых партнёров программы, мобильность преподавателей и магистрантов за счёт средств сетевых партнёров (обмены), включение модулей и обучающих элементов на площадках ведущих международных научных и образовательных организаций-партнёров);

- отсутствие деятельности международных академических советов программы, осуществляющих экспертизу  ООП;

- высокий уровень расходов на поддержание обеспечивающей инфраструктуры ООП (содержание менеджера программы, учебного офиса, расходы на мобильность руководителей программ).

2. Низкую эффективность мер  по  обеспечению индивидуальных образовательных траекторий  студентов. Что характеризуется по следующим признакам:

   - высокий уровень отчисления студентов из групп, сформированных на основе выбора кампусных курсов, обусловленный неудобным расписанием (накладки с расписанием факультетов, неудобное время для студентов и преподавателей (две вечерние пары в субботу)

  - высокий уровень ограничений в учебном планировании (УПП, РУП) обусловленный использованием факультетского принципа регулирования групп, потоков, планирования занятости ППС;

- высокий уровень бюрократизации процессов управления движением контингента, слабая интегрированность баз данных «Абитуриент», «Студент»;

- неразвитость возможностей использования системы  «MOODL» для обеспечения возможностей выбора студентами модулей и курсов, вне привязки к программе обучения и факультету;

- дефицит нормативной базы ТГУ, регулирующей реализацию индивидуального учебного плана;

Вывод: выявленные затруднения имеют системный характер, то есть содержат в себе признаки неэффективности стратегического управления.  Дефициты оперативных управленческих решений в области развития качества образования обусловлены неразвитостью стейкхолдеров развития образования, участвующих в обосновании проектов и программ развития на основе интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности. Управление образовательной деятельностью осуществляется в отрыве от управления научной деятельностью и разработки инвестиционных проектов развития структурных подразделений университета. Что приводит к принятию локальных, экономически-неэффективных оперативных решений в области качества образования, не дающих системных результатов.

Цель проекта: создание и внедрение механизмов непрерывного совершенствования качества образовательного процесса на основе интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности.

В качестве механизмов развития качества образования в проекте рассматриваются:

1. Введение механизмов стратегического планирования, закрепляющих деятельность стейкхолдеров  в области образовательной деятельности (САЕ, Академические (экспертные) советы ООП и т.п.). Переход к управлению образовательной программой по принципам управления инвестиционными проектами, реализуемыми стейкхолдерами развития ТГУ;

2.       Развитие поддерживающей инфраструктуры для качественного обновления ООП в том числе:

2.1. Экспертная и методическая поддержка проектных команд, разрабатывающих новые образовательные программы;

2.2. Экспертно-аналитическая поддержка проектов по разработке ООП «широкого» бакалавриата, внедрения технологии PBL;

2.3.  Проектирование с участием ППС ТГУ открытой образовательной среды (кампусной образовательной среды) в качестве условия вариативности и реализации индивидуальных траекторий студентов;

2.4.  Развитие LMS;

2.5. Организация системы мероприятий по развитию компетенций ППС в области использования современных образовательных технологий, разработки ФОС и КИМ;

2.6.  Развитие механизмов участия студентов в оценке качества образования;

2.7. Информационная поддержка процессов изменений в образовательной деятельности ТГУ;

2.8.  Разработка предложений по изменению локальных нормативных документов, регулирующих управление образовательной деятельностью ТГУ.  

Цель Проекта: Разработка системных механизмов, обеспечивающих развитие качества образования в ТГУ

Задачи проекта:

·  Разработка и апробация управленческих механизмов

- механизм управления междисциплинарными образовательными программами магистратуры реализуемыми в САЕ ;

-механизм формирования и реализации ИОТ студентов;

·  Организация мероприятий по расширению влияния студентов на  качество образования; 

· Разработка стнадрата качества образования ТГУ

· Разработка стандарта качества деятельности НПР в ТГУ (врамках совместно проекта с ЦМК и УРП)

Участие ЦРКО в 11-м Европейском форуме по обеспечению качества образования

17-19 ноября проходил 11-й Европейский форум по обеспечению качества образования, в котором приняли участие представители Центра развития качества образования ТГУ, Ольга Калачикова и Кира Акимова.

   Форум впервые организован Университетом Любляны совместно со Словенским студенческим объединением. На мероприятии собралось более 400 участников из различных стран, чтобы обсудить вопросы обеспечения качества образования.Представленные участниками форума реальные кейсы отражали исследования взаимного влияния образования, экономики, политики, социального развития общества.
   Например, политический контекст обеспечения качества образования рассматривается через кейсы о развитии Болонского процесса и его влияние на деятельность негосударственных университетов Европы. Эти университеты конкурируют за абитуриентов исключительно посредством качества образования, не имеют, или очень ограничены в государственной финансовой поддержке. Эти университеты постоянно совершенствуют собственные системы оценки качества образования. Именно эти университеты смогли создать и эффективно использовать системы обеспечения качества образования.
   Традиционно форум является площадкой обмена опытом. Например, представителями Гентского университета (Ghent University) был предложен кейс о практике применения методики 360градусов для включения в оценку образовательных программ всех стекхолдеров образования. Аналогом такой практики является конкурс ТГУ «Лучшие образовательные практики, где в качестве экспертов выступают представители студентов, работодателей, администраторов от образования и коллеги по преподавательскому цеху.

Подробнее

   Особое место на форуме заняло обсуждение участия студентов в обеспечении качества образования. Кейс «Студенты – основа изменений», представленный студенческой организацией, объединяющей два университета University of Boras; Gothenburg University вызвал особый интерес представителей студенческих объединений. Тренд развития качества в европейских университетах – это формирование студенческих сообществ не внутри отдельного университета, а на уровне межуниверситетского взаимодействия. Студенты формируют политику качества образования, оказывая влияние на потоки абитуриентов, оценку работодателями результатов обучения. Студенческие ассоциации выполняют функцию навигатора потребителей образования на рынке образовательных услуг и университетов. Они проводят исследования, ведут мониторинг трудоустройства выпускников, предоставляют доступ к базам данных о динамике трудоустройства и востребованности тех, или иных программ и университетов. Это качественно иной уровень влияния, не сводимый к оценке студентами качества преподавания отдельного курса, или оценке качества внутри университета. Кстати говоря, от таких, ставших уже традиционными систем оценки никто не отказывается, скорее наоборот, это уже обыденная практика, и обязательная процедура, оснащённая современными электронными сервисами.

   Похожая тенденция к формированию «над университетских» ассоциаций фиксируется и в отношении преподавателей. На форуме были представлены материалы исследований выполненных международной ассоциацией преподавателей Academic Partnerships (AP). Такие ассоциации сейчас активно развиваются, проводят исследования изменяющихся компетенций преподавателей, формируют базы данных о востребованных курсах и программах, а также о преподавателях, заинтересованных в поиске места.
   Ещё одной важной тенденцией управления качеством образования видится кооперация агентств оценки качества (Quality Assurance Agency). Агентства традиционно конкурируют за привлечение университетов в качестве заказчиков своих услуг. Они предлагают университетам услуги по сопровождению процессов обеспечения качества образования. Форум показывает, что динамика изменений рынка образовательных услуг, скорость обновления образовательных программ, их трансформация под влиянием роста спроса на исследования, консалтинг, технологические и инновационные разработки приводят к тому, что традиционные системы гарантий качества становятся неадекватны задачам обеспечения качества. А сами представления о качестве и результатах образования существенно пересматриваются. Что и обсуждалось на форуме как одна из наиболее актуальных задач управления в образовании.
   В целом Форум показал, что основной гарантией качества образования сегодня становится обеспечение университетом процесса взаимодействия всех его участников. Именно культура продуктивной коммуникации, присущая университетам и университетским сообществам становится залогом успеха университета в динамично меняющемся мире.

Материал подготовлен К.Акимовой и О.Калачиковой.

Центр развития качества образования приглашает преподавателей стать авторами и ведущими кампусного курса «Управление инновационным проектом»

Курс запускается при содействии межрегиональной тьюторской ассоциации, Бизнес-инкубатора ТГУ, экономического факультета, а также партнеров из сферы инновационного бизнеса.

Кампусный курс предназначен для студентов разных факультетов ТГУ, предполагает разработку реального бизнес или социального проекта при тьюторском сопровождении преподавателя.

Для управления студенческими проектными группами приглашаются преподаватели, имеющие опыт проектной деятельности.

Установочная встреча преподавателей, желающих принять участие в реализации кампусного курса, состоится 5 февраля в 14.00  в 538 ауд. 4 корпуса ТГУ.

Подробнее

Просьба предварительно сообщить о желании принять участие во встрече по электронной почте: de_center@mail.tsu.ru (тема письма «Проектный кластер»).

Подведены итоги I конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

14–15 декабря в университете прошел конкурс образовательных практик. Он был организован Центром развития качества образования совместно с управлением развития персонала.

Идея конкурса – выявить потенциал образовательных практик в университете и оценить качество преподавания. В состав жюри конкурса вошли представители студенчества, работодатели и выпускники, административно-управленческие работники ТГУ и преподаватели.

Конкурс проходил по пяти номинациям: «Лучшая открытая лекция», «Лучший мастер-класс», «Лучшая практика подготовки студентов к олимпиаде», «Лучшая практика применения методов проектного и проблемного обучения», а также «Свободная номинация», где были представлены инновационные работы преподавателей, связанные с развитием мультикультурной образовательной среды, организацией выравнивающего обучения, взаимодействия с работодателями, оценивания образовательных результатов с участием студентов. На конкурс было подано 54 заявки.

Подробнее

– Суть этого конкурса не только в определении лучших. Такие  конкурсы не разобщают, а помогают формироваться профессиональным сообществам. Они становятся замечательной площадкой для обмена опытом, профессиональных встреч, определения индивидуальных траекторий профессионального развития, – рассказывает Ольга Калачикова, директор Центра развития качества образования, организатор конкурса. – По итогам конкурса мы увидели, что многие представленные практики имеют потенциал к системному распространению. Поэтому для нас подведение итогов – это не финальный аккорд. Мы планируем провести работы по систематизации этих практик, развитию экспертных профессиональных сообществ, позиционирующих наш университет как центр компетенций в образовательной деятельности.

Проведение конкурса является частью большой работы по формированию стандарта качества образования и стандарта профессиональной деятельности преподавателя ТГУ.  Эти документы являются неотъемлемой частью образовательной политики университета, направленной на повышение качества образования и международной конкурентоспособности ТГУ.  Итоги первого конкурса будут положены в основу банка лучших практик, доступ к которым будет открыт для каждого преподавателя.

Награждение победителей конкурса пройдет 30 декабря на торжественном заседании ученого совета.

 

Победители конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

Номинация «Лучшая открытая лекция»

I место

Михайличенко  Юрий Павлович, кафедра общей и экспериментальной физики, ФФ

II место

Козырев Андрей Владимирович, кафедра физики плазмы, ФФ

III место

Румянцев Владимир Петрович, кафедра новой и новейшей истории и международных отношений, ИФ

Номинация «Лучший мастер-класс (практикум)»

I место

Назаров Павел Анатольевич, кафедра общей и экспериментальной физики, ФФ

II место

Фоминых Илья Сергеевич, кафедра криминалистики, ЮИ

III место

Чемезов Ян Робертович, кафедра английской филологии, ФИЯ

Номинация «Лучшая практика подготовки студентов к олимпиадам»

II место

Цой  Галина Анатольевна, кафедра управления качеством, ФИТ

Амиров Нурали Ильнурович, лаборатория квантовой теории интенсивных полей, ФФ

III место

Осаченко Юлия Станиславовна, кафедра онтологии, теории познания и социальной философии, ФсФ

Номинация «Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения»

I место

Мерзляков Олег Эдуардович, кафедра почвоведения и экологии почв, БИ

II место

Харапудченко Ольга Владимировна, кафедра английского языка естественно-научных и физико-математических факультетов, ФИЯ

Маслова Юлия Валентиновна, деканат радиофизического факультета, РФФ

III место

Тихомирова Юлия Александровна, кафедра романо-германской филологии, ФилФ

«Свободная номинация»

Лучшая практика оценивания образовательных результатов с участием студентов; лучшая практика организации образования с участием работодателей и (или) выпускников; лучшая практика работы с мультикультурной, мультиязычной аудиторией; лучшая практика выравнивающего обучения; лучшая практика преподавания аспирантами и магистрантами

I место

Кудашкина Людмила Алексеевна, кафедра управления образованием, ФП

II место

Банкова Татьяна Борисовна, кафедра русского языка, ФилФ

III место

Тюлюпо Светлана Владимировна, кафедра генетической и клинической психологии, ФП

 

Поздравляем победителей первого конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»!

Премии 2015 года за высокие достижения в области образования в ТГУ

Центр развития качества образования совместно с управлением развития персонала проводит конкурс на соискание премий 2015 года за высокие достижения в области образования в ТГУ.

 

Конкурс проводится по следующим номинациям:

1. Лучшая открытая лекция.

2. Лучший мастер-класс (практикум).

3. Лучшая практика оценки образовательных результатов с участием студентов.

4.  Лучшая практика подготовки к олимпиаде.

5. Лучшая практика организации образования с участием работодателей и выпускников.

6. Лучшая практика работы с мультикультурной, мультиязычной аудиторией.

Подробнее

7. Лучшая практика организации выравнивающего обучения.

8. Лучшая практика преподавания аспирантами и магистрантами.

9. Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения.

 В каждой номинации определяются по три победителя.

I место – 75 000 рублей

II место – 60 000 рублей

III место – 45 000 рублей

 

Подробнее о конкурсе в информационном письме.

Формы заявок прилагаются: Форма 1Форма 2

До 14 декабря продлен прием заявок на включение в каталог Кампусных курсов

Продлен внутриуниверситетский конкурс на включение учебных дисциплин в общеуниверситетский каталог Кампусных курсов на второй семестр 2015-16 учебного года для курсов, соответствующих следующим категориям:

1. Курсы на английском языке (исключая курсы по изучению иностранного языка);

2. Курсы, разработанные при участии практиков (работодателей);

3. Ознакомительные курсы с программами магистратуры ТГУ;

4. Курсы с использованием проектных, проблемно-ориентированных и других современных педагогических технологий.

Заявки принимаются на адреса Центра развития качества образования cdeq@mail.tsu.ru или de_center@mail.tsu.ru до 14 декабря.

Подробнее

Форму заявки можно скачать по адресу: http://www.cdeq.tsu.ru/node/11178.

О том, что такое Кампусные курсы, можно прочитать по ссылке: http://cdeq.tsu.ru/node/706

Если возникли вопросы по оформлению заявки, необходима помощь в формулировании идеи курса или вы не уверены, подходит ли ваш курс для формата кампусных, - сотрудники центра готовы дать консультацию.

 

Куратор кампусных курсов на английском языке:

Аверина Светлана Юрьевна - aver_s@mail.ru, 8 906 199 22 79

Куратор кампусных курсов, разработанных при участии практиков (работодателей):

Киселева Полина Викторовна - polina.kiseleva.tsu@gmail.com,  8 913 803 37 79

Куратор ознакомительных кампусных курсов с программами магистратуры ТГУ:

Щеголева Наталья Валерьевна - schegoleva@outlook.com, 8 923 413 49 54

Куратор кампусных курсов с использованием проектных, проблемно-ориентированных и других современных педагогических технологий:

Морозова Анна Евгеньевна - ann.morozo@yandex.ru, 8 909 545 79 96.

Объявлен конкурс на включение дисциплин в каталог Кампусных курсов

Объявлен внутриуниверситетский конкурс на включение учебных дисциплин в общеуниверситетский каталог Кампусных курсов на весенний семестр 2015-16 учебного года, который проводится в рамках реализации проекта по развитию качества образования Программы повышения конкурентоспособности ТГУ.

Предметом конкурса является создание каталога Кампусных курсов для обеспечения доступа к образовательным возможностям разных факультетов и институтов.

В конкурсе могут принимать участие авторские коллективы и научно-педагогические работники структурных подразделений ТГУ, а также сотрудники сторонних организаций, подающие заявки на общем основании.

Подробнее

Конкурс проводится в несколько этапов:

1 этап: Приём заявок

с 16.11.2015 до 26.11.2015;

2 этап: Проведение процедуры отбора заявок и формирование общеуниверситетского каталога Кампусных курсов на 2015-2016 учебный год

с 27.11.2015 по 1.12.2015;

3 этап: Подведение итогов конкурса, и публикация каталога Кампусных курсов

2.12.2015;

4 этап: Приём рабочих программ, учебно-методических и контрольных материалов по курсу

с 3.12.2015 до 30.12.2015.

Заявку и вопросы просьба направлять на адреса Центра развития качества образования:cdeq@mail.tsu.ru или de_center@mail.tsu.ru.

Формы заявки и согласия на обработку персональных данных можно будет найти на сайте Центра развития качества образования ТГУ http://cdeq.tsu.ru/, начиная с 17.11.2015.

Приглашаем все структурные подразделения и научно-педагогических работников ТГУ принять активное участие в конкурсе.

Участие в форуме «Повышение качества образования через взаимодействие участников образовательного процесса»

В конце октября студенческое объединение ЦРКО ТГУ приняло участие в форуме «Повышение качества образования через взаимодействие участников образовательного процесса» (г. Новосибирск), организованном Общероссийской общественной организацией «За качественное образование».

На форуме студенты познакомились с особенностями функционирования организации на федеральном уровне, а также с опытом других вузов по повышению качества образования. В рамках пленарного заседания директор ЦРКО Ольга Николаевна Калачикова выступила с докладом об особенностях формирования кампусной среды в нашем университете. Проект Кампусные курсы получил высокую оценку участников форума и подвиг многие вузы к налаживанию более тесных связей с ТГУ с целью обмена опытом в сфере развития качества образования.

Подробнее


Руководитель:

Дёмин Виктор Валентинович


Проектный менеджер:

Калачикова Ольга Николаевна


Контактное лицо:

Калачикова Ольга Николаевна
  • Ахметшина Анна Сергеевна
  • Каверина Ирина Сергеевна
  • Киселева Полина Викторовна
  • Тышецкая Анна Юрьевна

Семинар, посвященный Кампусным курсам

12.11.2015 14:10

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

14.12.2015 9:00

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

14.12.2015 14:00

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

14.12.2015 16:35

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 9:00

Лекции конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 9:00

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 14:00

Лекции конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 14:00

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 14:50

Лекции конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 15:00

Мастер-классы конкурса «Лучшие образовательные практики ТГУ»

15.12.2015 16:30

Проектная лаборатория для пилотных магистерских и бакалаврских программ

19.03.2016 0:00