Цель Проекта:
Модернизация системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ, направленной на формирование портфеля программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность
Задачи Проекта:
Функциональные рамки проекта
Проект реализуется в рамках Стратегической инициативы № 1 Дорожной карты ТГУ «Формирование портфеля программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность («Интеллектуальный портфель»)» в соответствии с Задачей 1.1 «Внедрение в ТГУ новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями» согласно Мероприятию 1.1.2 «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ».
Проект реализуется в рамках Стратегической инициативы № 1 Дорожной карты ТГУ «Формирование портфеля программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность («Интеллектуальный портфель»)» в соответствии с Задачей 1.1 «Внедрение в ТГУ новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями» согласно Мероприятию 1.1.2 «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ».
В реализацию данного Проекта вовлечены:
- факультет повышения квалификации преподавателей Института дистанционного образования ТГУ (далее ФПК) как ответственный за организацию повышения квалификации и переподготовки сотрудников университета,
- Институт дистанционного образования (ответсвенный за развитие системы дополнительного образования ТГУ),
- факультет иностранных языков, филологический факультет, исторический факультет (отделение международных отношений), международный факультет управления, сотрудники которых выступают в качестве разработчиков дополнительных профессиональных программ, направленных на совершенствование языковых компетенций сотрудников ТГУ, основных преподавателей учебных курсов, консультантов, членов аттестационных и университетских сертификационных комиссий.
- привлеченные при необходимости внешние исполнители.
Планируется в рамках проекта организовать обучение по дополнительным профессиональным программам в области развития лингвистических компетенций (английский язык) 300 человек в год, с возможностью обучения всех слушателей параллельно в течение календарного года с целью достижения максимальной результативности.
Обучение будет проводиться по дополнительным профессиональным программам на основе разработанной в 2015 году Модели обучения сотрудников (научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала) университета в рамках реализации проекта «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями» на факультете повышения квалификации ИДО ТГУ.
Ориентировочное количество слушателей в учебной группе – 8 -13 человек, количество учебных групп – 30 групп в каждом семестре. Формирование учебных групп проводится ФПК на основе входного тестирования и определения уровня лингвистических компетенций слушателей в области английского языка. В конце каждого семестра по резульатам оценки освоения уровня/подуровня программы может проводиться перераспределение продолжающих обучение слушателей в зависимости от результатов обучения. Обновление учебных групп и дополнительный набор слушателей будет производиться по мере завершения обучения на четвертом уровне и ротации в случае прекращения обучения зачисленными ранее слушателями по объективным причинам или в силу академической неуспеваемости.
Пользователями результатов Проекта будут являться преподаватели и научные работники факультетов и институтов ТГУ, сотрудники, обслуживающие учебный и научный процессы подразделений, учебно-вспомогательный персонал ТГУ.
В рамках проекта на основе имеющегося опыта факультета повышения квалификации и лингвистических подразделений университета развивается система многоуровневой подготовки научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета, целью которой является разработка учебных курсов на английском языке, подготовка научных статей и т.п.
Организуется последовательное обучение на программах разного уровня с поэтапной аттестацией и подготовкой к итоговой сертификации после прохождения всех уровней обучения.
Обучение научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета на ФПК по программам развития лингвистических компетенций (английский язык) в 2016 году осуществляется через последовательно реализуемые модули и предусмотренную систему контроля в течение обучения и после его завершения.
Программа подготовки включает 8 модулей повышения квалификации (А1-В2) в соответствии с международной градацией уровней оценки языковых компетенций:
- Уровень Elementary (A1) - 2 модуля;
- Уровень Pre-Intermediate (А2) - 2 модуля;
- Уровень Intermediate (B1) - 2 модуля;
- Уровень Upper- Intermediate (В2) - 2 модуля.
Каждый первый модуль уровня завершается итоговой аттестацией и получением сертификата об обучении в случае ее успешного прохождения.
Каждый второй модуль уровня завершается итоговой аттестацией, получением удостоверения о повышении квалификации установленного образца в случае ее успешного прохождения и рекомендацией для перехода на следующий уровень.
Если обучаемый не выполняет требования определенного модуля обучения и не проходит успешно итоговую аттестацию для перевода на следующий уровень, в этом случае он получает только сертификат об обучении и рекомендацию по дальнейшему освоению учебной программы, в том числе в системе электронного обучения ТГУ «Электронный университет».
Обучение будет проводиться по следующим программам, которые будут разработаны и/или модернизированы в рамках проекта:
модульные программы обучения 1-4 ступени по английскому языку; занятия 3 раза в неделю по 2 часа в день с использованием лексики курса «Business English».:
«Английский язык для повседневного и делового общения» (по уровням),
«Профессионально-деловая коммуникация на английском языке для НПР».
Каждая учебная группа будет включать от 8 до 13 слушателей, в зависимости от входного уровня, направленности программы и соответствия группы определенным профилям факультетов и направлений подготовки – 30 групп в каждом полугодии. В результате будет обучено не менее 300 человек (с возможностью продолжать обучение на следующем уровне после проведенного тестирования).
Формат защиты проектных работ – методическая конференция или открытое занятие на английском языке.
Предполагаемые результаты проекта:
КПЭ проекта
1. Количество разработанных / модернизированных дополнительных профессиональных программ в области совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ по уровням - 4 шт.
2. Количество обученных сотрудников ТГУ в области языковых компетенций - 300 чел.
3. Количество обученных преподавателей ТГУ языковым компетенциям уровня, необходимого для ведения занятий на иностранном языке - 50 чел.
4. Разработка модулей учебных курсов на английском языке и их размещение в СДО «Электронный университет-MOODLE» ТГУ как результат обучения на дополнительных профессиональных программах - 50 шт.
Долгосрочный эффект от проекта.
1. Рост мотивации сотрудников университета к развитию лингвистических компетенций для повышения конкурентоспособности в международном академическом сообществе.
2. Растущее число персональных и коллективных инициатив в сфере международного научного сотрудничества.
3. Успешное создание прецедентов гарантированного принятия публикаций в высоко цитируемых журналах от сотрудников университета.
4. Увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в ТГУ на английском языке.
Предполагаемые результаты проекта, использование результатов проекта после его завершения
1. Рост числа сотрудников университета, способных использовать английский язык как средство повседневного и профессионального общения, читать курсы лекций на английском языке. Подтверждением этому станет II методическая конференция «Teaching in the English Language: from theory to practice», где общение на профессиональные темы происходит только на английском языке, вне зависимости от уровня владения языком.
2. Рост количества преподавателей, участвующих в программе академической мобильности, что даёт возможность принимать участие в международных конференциях и научных стажировках, различных англоязычных проектах (в том числе, Writing for Publication, Academic English в рамках ТГУ и др.).
3. Повышение мотивации преподавателей к владению английским языком.
4. Увеличение количества сотрудников, публикующих статьи в зарубежных журналах.
5. По совокупности вышеперечисленных растущих компетенций расширение возможностей сотрудничества с ведущими зарубежными научными коллективами. Как следствие, появление коллективных публикаций в высоко цитируемых изданиях.
В ТГУ подвели промежуточные итоги проекта по повышению лингвистических компетенций сотрудников ТГУ. В течение двух лет английский в рамках проекта изучали более 300 человек, все они продвинулись как минимум на один уровень.
– Развитие навыков практического применения английского языка в профессиональной деятельности становится все более и более актуальным, поэтому иноязычная среда в нашем университете активно развивается, – отметила директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева.
По словам менеджера проекта Ирины Карпенко, 20% участников начали изучать английский с самых основ (Elementary), 56% знали язык на среднем уровне (Pre-Intermediate), 24% могли свободно общаться на повседневные темы (Intermediate). После прохождения курсов все участники проекта перешли как минимум на следующий уровень владения языком.
– После участия в проекте я могу писать статьи сразу на английском – раньше писала на русском, а потом переводила, – говорит сотрудница кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ТГУ Анастасия Кабачкова. – Кроме того, перевод отчетов по грантам стал занимать меньше времени и пропал языковой барьер при общении с коллегами из других стран.
Одна из важных целей проекта – повышение уровня владения академическим английским, чтобы преподаватели могли писать на этом языке научные статьи, готовить учебные планы образовательных программ, методические материалы и др. В качестве «дипломных» работ ученые презентовали свои курсы на методической конференции «Преподавание на английском языке: от идеи к практике».
Напомним, сейчас в ТГУ реализуется уже 9 магистерских программ на английском языке по развитию человека, биомедицине, математическому моделированию и другим направлениям.
Добавим, что курсы по английскому языку кроме преподавателей также посещали вахтеры, охранники и работники столовых ТГУ, чтобы они могли общаться с иностранными студентами и помогать им в сложных ситуациях. Также активно работают различные организации, способствующие созданию мультиязычной среды в университете и повышению уровня международной конкурентоспособности - «Русский разговорный клуб», English Speaking Club, Институт Конфуция и другие.
Сегодня, 7 декабря, на базе Института дистанционного образования и факультета иностранных языков открыла свою работу II Методическая конференция «Преподавание на английском языке: от идеи к практике», собравшая более 130 сотрудников университета с докладами, обучающихся в 2015-2016 гг. по модульным программам по английскому языку.
С приветственным словом выступила Галина Можаева, директор Института дистанционного образования ТГУ, руководитель проекта, отметив актуальность развития практического применения английского языка в профессиональной деятельности и необходимость дальнейшего расширения англоязычной среды в нашем университете.
Конференция организована в рамках проекта «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями», реализуемого в рамках программы повышения международной конкурентоспособности университета. Всего в рамках проекта обучаются более 300 человек научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета.
Участники конференции представляют свои проекты, направленные на разработку учебных планов и программ дисциплин, основных образовательных программ, методических материалов, научных статей на английском языке.
В качестве экспертов в работе конференции выступают Джейн Коллантай, старший преподаватель философского факультета, Алина Данлэп, лектор программы Fulbright, а также сотрудники лингвистических кафедр гуманитарных факультетов, которые в течение года проводили занятия на ФПК, – факультета иностранных языков и филологического факультета, а также ТПУ.
Конференция продолжит свою работу 8 и 9 декабря в Институте дистанционного образования (2 учебный корпус, ауд. 3 ИДО, ауд. 415).
В рамках реализации Проекта «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями» на базе факультета повышения квалификации ТГУ состоялись два семинара Вильяма Нэша, ведущего преподавателя, академического директора языкового центра Шеффилдского университета (Великобритания).
Первый семинар «Особенности преподавания научных дисциплин на английском языке» был организован для преподавателей, обучающихся по программе «Английский язык для повседневного и делового общения» (по уровням). Преподаватели и сотрудники ТГУ погрузились в англоязычную среду и в интерактивном формате обсудили специфику перевода своих курсов на английский язык, а также особенности подготовки лекций на английском языке для иностранных студентов.
Во втором семинаре «Модель обучения английскому языку для академических целей» приняли участие преподаватели-лингвисты, участвующие в проекте по развитию лингвистических компетенций научно-педагогических работников Томского государственного университета.
Участники семинаров отметили необходимость проведения на регулярной основе подобных семинаров, способствующих развитию практического применения английского языка в профессиональной деятельности.
В рамках реализации проекта «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями» на факультете повышения квалификации продолжается обучение по программам повышения квалификации, ориентированным на развитие лингвистических компетенций (английский язык). В сентябре стартовало обучение около 30 групп преподавателей и научных сотрудников университета, использующих или планирующих использовать английский язык в своей профессиональной деятельности.
Программы рассчитаны на 72 часа очного обучения, занятия будут проводиться до конца декабря 2016 г. С января 2017 года, при успешной аттестации, обучение может быть продолжено на следующем уровне.
Предусмотрен интенсивный режим занятий – очные занятия 3 раза в неделю по 2 часа, самостоятельная работа, выполнение заданий в объеме 4-6 часов в неделю. В качестве итоговой аттестационной работы предполагается разработка программы учебного курса или отдельного модуля курса, написание научной статьи на английском языке и другие практические задания, направленные на развитие лингвистических компетенций преподавателей и научных сотрудников.
Защита итоговых работ будет проходить в виде участия в англоязычной методической конференции «Преподавание на английском языке: от идеи к практике» («Teaching in the English Language – from Theory to Practice»), которая будет организована в декабре 2016 года на базе Института дистанционного образования и факультета иностранных языков. Слушатели представят свои проекты, направленные на разработку учебных планов и программ дисциплин, основных образовательных программ, методических материалов, научных статей и др., на английском языке.
На факультете повышения квалификации началась защита итоговых проектов слушателей, которые прошли обучение по программам повышения квалификации, ориентированным на развитие лингвистических компетенций.
Целью реализации программ является повышение уровня владения иностранным языком научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета в деловой и профессиональной сферах общения: развитие уровня коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности для осуществления коммуникации на иностранном языке в личных и профессиональных целях, таких как: разработка учебных курсов или отдельных модулей курсов на английском языке, подготовка курса лекций, подготовка научных статей и написание заявок на научные гранты, зарубежные публикации и др.
В 1 полугодии 2016 года на факультете повышения квалификации ТГУ обучение по программам развития лингвистических компетенций (английский язык) для научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета включало четыре уровня подготовки (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate и Upper- Intermediate). Организовано и проведено последовательное обучение на программах разного уровня с поэтапной аттестацией 30 групп научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала университета.
В качестве итоговой аттестационной работы слушателями представлены программы учебных курсов, отдельные модули курсов, научные статьи на английском языке и другие практические задания, направленные на развитие лингвистических компетенций преподавателей и научных сотрудников университета.
Слушатели программ повышения квалификации выполнили требования модулей обучения, успешно прошли итоговую аттестацию, и по итогам аттестации переведены на следующий модуль уровня обучения.
10–16 декабря в Томском государственном университете прошла первая в истории вуза англоязычная методическая конференция «Преподавание на английском языке: от идеи к практике». Конференция была организована в рамках реализации проекта по развитию языковых компетенций сотрудников университета программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ.
В конференции приняли участие более 250 преподавателей и научных сотрудников университета всех факультетов, учебных и научно-исследовательских институтов ТГУ, которые в течение 2015 года осваивали на факультете повышения квалификации модульные программы обучения английскому языку. Более 90 специалистов представили на английском языке свои проекты, направленные на разработку учебных планов и программ дисциплин, основных образовательных программ, методических материалов и научных статей.
В качестве экспертов в работе конференции приняли участие Джин Коллантай, преподаватель университета штата Аляска, и Бернард Ричерт, приглашенный лектор из США, а также сотрудники лингвистических кафедр гуманитарных факультетов, которые в течение года проводили занятия на ФПК – факультета иностранных языков, филологического и исторического факультетов (отделение международных отношений), международного факультета управления.
– Участники и гости конференции отметили высокий уровень владения докладчиками английским языком, позволившим им профессионально представить свои проекты и ответить на вопросы аудитории, – говорят организаторы. – По итогам конференции участники предложили регулярно проводить подобные мероприятия, способствующие развитию практического применения английского языка в профессиональной деятельности и расширению англоязычной среды в нашем университете.
В рамках проекта "Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями" продолжает свою работу англоязычная конференция «Преподавание на английском языке: от идеи к практике» (Teaching in the English Language – from Theory to Practice)
Вчера, 15 декабря, на базе Института дистанционного образования и факультета иностранных языков проходил третий день работы англоязычной Методической конференции «Преподавание на английском языке: от идеи к практике».
Свои проекты, направленные на разработку учебных планов и программ дисциплин, основных образовательных программ, методических материалов, научных статей и др., на английском языке представили более 20 научно-педагогических сотрудников университета: исторического, филологического, механико-математического, философского, физического факультетов, факультета прикладной математики и кибернетики, факультета физической культуры и спорта, факультета инновационных технологий, института искусств и культуры и Сибирского физико-технического института.
В работе конференции принял участие Бернард Ричерт, приглашенный лектор из США (штат Аляска).
Сегодня, 16 декабря, конференция продолжит свою работу в Институте дистанционного образования (второй учебный корпус, ауд. 3 ИДО, ауд. 415).
Начинается набор в зимнюю школу интенсивного обучения английскому языку сотрудников ТГУ, владеющих английским языком на уровне не ниже Intermediate.
Обучение на курсах является бесплатным для слушателей в рамках проекта «Создание в ТГУ англоязычной среды» в целях повышения уровня языковых компетенций сотрудников реализации Программы повышения конкурентоспособности ТГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Группы будут сформированы до 18 января 2016. Для зачисления необходимо подать заявку в УМС ТГУ (326 аудитория главного корпуса, тел. 529-558) или в режиме онлайн на сайте http://english.tsu.ru/ (вкладка «Записаться на курс»).
По результатам входного тестирования, которое необходимо пройти на сайтеhttp://english.tsu.ru/, необходимо будет заполнить заявление (Приложение 1) и предоставить в УМС ТГУ Лагуновой Жанне Викторовне бумажную копию либо выслать его на lagunova@ums.tsu.ru
10 декабря в ТГУ впервые стартовала англоязычная конференция «Преподавание на английском языке: от идеи к практике» («Teaching in the English Language – from Theory to Practice»). Ее участниками стали научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал ТГУ, которые в течение 2015 года осваивали модульные программы обучения английскому языку по трем уровням.
– Одной из целей проекта является организация англоязычной среды в университете, в том числе предполагается, что через 2 года преподаватели будут читать лекции на английском. Предполагается, что ежегодно будут обучаться около 300 сотрудников университета, – рассказал проректор по учебной работе Виктор Дёмин. – При этом должна быть ответная реакция, то есть студенты должны их понимать и обладать такими же лингвистическими компетенциями. Для них был запущен параллельный проект. Через два года потоки преподавателей и студентов должны сойтись и начать совместную работу.
На конференции были представлены проектные работы сотрудников университета. Они были направлены на разработку учебных планов и программ дисциплин, основных образовательных программ, методических материалов, научных статей и т.д. на английском языке.
– Курс мне понравился, потому что значительное внимание уделялось подготовке презентаций и академической устной речи, это будет полезным на международных семинарах и конференциях, – поделилась своими впечатлениями Елена Крутенкова, ст. научный сотрудник лаборатории нейробиологии. – Кроме того, в моей группе были ученые-биологи, таким образом мы могли обсудить наши проекты на английском языке, потренировавшись перед предстоящими выступлениями.
Конференция завершит программу обучения английскому языку сотрудников университета. Желающие могут продолжить свое обучение в следующем году на уровень выше, тем самым повышая уровень лингвистических компетенций.
Конференция проводится в рамках реализации проекта университета «Разработка и внедрение системы совершенствования языковых компетенций сотрудников ТГУ для внедрения новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами и научными организациями».
Напомним, что в ТГУ активно работают различные организации, способствующие созданию англоязычной среды в университете и повышению уровня международной конкурентоспособности. К примеру, «Русский разговорный клуб», English Speaking Club, Институт Конфуция и другие.