Карта инициативной среды ТГУ

Текст материала (http://cdeq.tsu.ru/node/20747):

В мировом бестселлере «Маркетинговые войны» американских маркетологов Джека Траута и Эла Райса описывается одна из эффективных конкурентных стратегий компании, позволяющих удержать первенство на рынке. По их мнению, искусство быть лидером заключается в том, чтобы постоянно атаковать свои достижения. Иными словами, вы укрепляете свои позиции, предлагая все новые и новые услуги. В этом смысле ТГУ осуществляет весьма последовательную политику: университет повышает собственный рейтинг в научно-академическом мировом сообществе, развивает различные программы международной академической мобильности, разрабатывает и реализует перспективные образовательные модели, укрепляет свой авторитет (так называемую «третью роль» университета), участвуя в решении региональных проблем.
 
 Стратегия лидерства заключается в том, чтобы взобраться на вершину горы и закрепиться там. Конкурс «Лучшие образовательные практики» как раз для желающих покорить очередную горную вершину. Впервые он состоялся в декабре 2015 года и стал, прежде всего, площадкой демонстрации профессионализма преподавателей университета. Всего было подано 54 заявки для участия в пяти номинациях: «Лучшая открытая лекция», «Лучший мастер-класс», «Лучшая практика подготовки студентов к олимпиаде», «Лучшая практика применения методов проектного и проблемного обучения» и «Свободная номинация». В конкурсное жюри вошли студенты, преподаватели и выпускники ТГУ, специалисты из других вузов, представители организаций-работодателей. В зависимости от достигнутых результатов, все участники были отмечены премиями, благодарностями, памятными подарками. Итоги первого конкурса с очевидностью продемонстрировали, что это не просто состязание профессионалов, а настоящая «живая» практика самосовершенствования университета. Некоторые факультеты в будущем решили проводить своеобразные отборочные туры внутри подразделения, чтобы определить лучших из лучших, которых можно делегировать для участия в конкурсе на уровне университета.
 
Ирина Никулина, заведующая  кафедрой менеджмента национального исследовательского Томского политехнического университета, доктор экономических наук, профессор, член жюри замечает:
- Такого рода конкурсы весьма полезны и преподавателям, и студентам. Я работала в номинации «Открытая лекция», посещала занятия по лазерной и общей физике, международной истории и дипломатии. Была приятно удивлена разнообразием методических подходов (игры, экспресс-опросы, дискуссии) и количеством учебно-методических материалов (мультимедийные презентации, фильмы, тесты, проектные разработки), которые используются коллегами из Томского государственного университета. Очень понравилось их умение преподносить крайне сложную информацию на доступном языке. Как следствие – заинтересованность студентов в предмете, активное участие во всем, желание вступать в диалог друг с другом и преподавателем. Искренне порадовалась тому, что студенты не спешили расходиться после занятий, задавали много вопросов,  что-то уточняли у педагогов. Убеждена, что установка организаторов конкурса на приглашение в жюри экспертов из сторонних организаций (других вузов, представителей работодателей) полностью себя оправдала. Мы все сегодня живем в крайне напряженном ритме, время для рефлексии, самоанализа катастрофически не хватает. Поэтому, нам просто необходима внешняя оценка, чтобы в своем деле удерживать верный курс, понимать на каком уровне мы, как профессионалы, сегодня находимся. Выражаю благодарность участникам и организаторам этого конкурса.
 
Декан физического факультета ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры оптики и спектроскопии, член жюри этого профессионального состязания Ольга Чайковская с удовлетворением отмечает, что конкурс получил серьезный резонанс среди сотрудников факультета. В 2015 году в нем приняло участие немало преподавателей ФФ, которые не только представляли на суд искушенного жюри свои наработки, но и активно знакомились с опытом коллег других университетских подразделений. Итоги конкурса обсуждались на расширенном заседании Ученого и Учебно-методического советов Физического факультета. Профессор О. Чайковская считает, что преподавателям было интересно обменяться опытом; найти ответы на вопросы как заинтересовать обучающихся в получении новых знаний, как максимально эффективно использовать мультимедийную технику, как сэкономить время на  различных формах контроля. От проведения подобных профессиональных конкурсов выигрывают не только преподаватели, но и студенты. Они лучше узнают своих педагогов, начинают больше уважать их как профессионалов, открывают для себя новые интересные грани предмета. Резюмируя свое впечатление от увиденного в рамках первого конкурса, Ольга Чайковская подчеркивает, что испытала настоящую гордость за талантливых, знающих и харизматичных преподавателей, служащих в ТГУ!
 
Кандидат биологических наук, доцент кафедры почвоведения и экологии почв Биологического института ТГУ Олег Мерзляков стал победителем первого конкурса в номинации «Лучшая практика организации проблемного и проектного обучения». Получив информацию о старте конкурса в ноябре 2015 года из внутриуниверситетской рассылки, он по-настоящему обрадовался.
- Каждый из преподавателей сталкивается с проблемой невозможности полного погружения во все разделы преподаваемой дисциплины. К сожалению, не всегда удается уделять достаточно времени  индивидуальной работе со студентами. Для решения этих задач я использую различные образовательные практики, включающие проектные методики обучения, технологию MOODLE. Мне было очень важно узнать мнение внешних экспертов, получить отзывы специалистов по учебно-методической работе относительно моего формата преподавания. Безусловно, участие в любом состязании подогревается желанием победить, интригой определения своего места среди коллег. Но главное заключается, все же, не в этом, а в том, что мы все получили уникальную возможность окунуться в ситуацию успеха, наладить профессиональное общение и обмен опытом с товарищами по цеху. Конкурс «Лучшие образовательные практики ТГУ» стал для нас своеобразным бенчмаркингом, т.к. его участники посмотрели на себя со стороны, сравнили свои результаты с достижениями лучших по профессии. В нашем университете была и есть традиция ориентироваться на самые высокие профессиональные стандарты.
 
Директор Центра развития качества образования ТГУ, один из организаторов конкурса Ольга Калачиковаподчеркивает, что конкурс ориентирован, прежде всего, на сотрудничество, а не на конкуренцию. Элемент состязательности здесь достаточно условен, необходим лишь для того, чтобы общими усилиями выработать критерии оценки качества презентуемых образовательных практик. Ольга Калачикова благодарит за помощь и поддержку в организации, проведении конкурса сотрудников кафедры управления развития персонала, кафедры социальных коммуникаций, Центра взаимодействия с выпускниками, Института экономики и менеджмента, Управления стратегического партнёрства, Психологической службы ТГУ.
 
 В нынешнем году состязание лучших преподавателей приобретает новое содержание. Появились новые номинации, продумываются формы более активного вовлечения студентов в подготовку и проведение мероприятия. В стадии активного обсуждения идея учреждения именных, специальных премий для преподавателей, труд которых высоко оценен выпускниками или конкретными организациями. Возможно, участников и экспертов ждут и другие приятные сюрпризы. Как и любое живое дело, конкурс постоянно обогащается новыми участниками, помощниками, идеями и подходами.
 
КОНКУРС «ЛУЧШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ТГУ-2016» ЖДЕТ СВОИХ УЧАСТНИКОВ!
СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК ДО 6 НОЯБРЯ 2016
ЗАЯВКИ ПРИСЫЛАТЬ НА АДРЕС: loptgu.2016@gmail.com
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: +79528841387 (МАРИЯ)
ИНФОРМАЦИОНННЫЙ САЙТ КОНКУРСА-2016: http://bestedu.tsu.ru/
МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА-2015: HTTP://CDEQ.TSU.RU/NODE/825

Подать заявку
Подать заявку