Карта инициативной среды ТГУ

Текст материала (http://cdeq.tsu.ru/node/16617):

На сегодняшний день одним из важнейших профессиональных качеств сотрудников ТГУ является, пожалуй, открытость инновациям. Бесстрашное принятие нового позволило не только пережить стремительные изменения, но и достичь более высоких профессиональных вершин. Оказалось, что нам по плечу и «скопусовские» публикации, и переход на новый образовательный стандарт. Многие уже свой кампусный курс запустили, Moodle и MOOK освоили. Еще один рубеж задает нам перспектива внедрения технологии Problem based learning (PBL) в образовательную модель ТГУ.

Основная идея PBL – сформировать особую метакомпетенцию - способность и готовность студента к непрерывному самообразованию, решению сложных профессиональных вопросов и проблем. Эта метакомпетенция развивается только при практикоориентированом обучении, в исследовательской и проектной деятельности.

В нашем сознании PBL имеет некоторые ассоциативные связи с «активными» методами организации учебного процесса, лежащими в основе проблемно-ориентированного обучения. У него есть своя история развития в советской педагогике. Методы проблемно-ориентированного обучения по сей день применяются в российской средней и высшей школе. Некоторые отдельные элементы PBL-технологии хорошо нам известны, например, кейс-стади, мозговой штурм и пр.

Однако Problem-Based Learning, в отличие от проблемного обучения, – это не просто технология, реализуемая в учебном процессе, а особый тип образовательной практики в вузе. Под нее «настраивается» образовательный формат, учебный план, расписание занятий, содержание курсов, формы контроля и оценки.

Качественно новым, прорывным в PBL является то, что обучение не ограничивается отработкой на практике умений и навыков будущих специалистов, а предполагает решение реальных исследовательских или бизнес-задач. Это обуславливает включенность вуза в систему экономических отношений без посредников. В результате университет приобретает новую роль в обществе: он становится не только местом подготовки кадров, но и местом производства новых технологий.
PBL может стать фундаментом образовательной модели ТГУ.
 

Эффективность PBL-технологии обеспечивает триада:

  1. высококвалифицированные научно-педагогические кадры, владеющие методикой;
  2. особая организация образовательного пространства, ориентированная  на развитие профессиональных компетенций;
  3. выстроенные отношения с партнерами, заказчиками, работодателями во «внешнем контуре» образовательного процесса.

PBL используется многими западными университетами.  ТГУ станет первым в России центром внедрения и развития этой образовательной технологии. Партнером по трансферу PBL в образовательную модель вуза выступает университет Маастрихта. Достигнутым двусторонним договоренностям предшествовал ряд деловых поездок и встреч, стажировки руководителей подразделений ТГУ в Маастрихтском университете, визит голландских коллег в наш университет и проведение серии мастер-классов.

У сотрудников ТГУ, погруженных в этот процесс «освоения опыта», нет сомнений в том, что PBL – прогрессивная технология, выводящая подготовку студентов к профессиональной деятельности на качественно новый уровень. Однако трансфер этой технологии требует обновления образовательной модели университета, считают участники рабочей группы, созданной  по инициативе проректора по учебной работе ТГУ Виктора Валентиновича Демина с целью обсуждения стратегии и разработки проекта по внедрению PBL. Координацию этой группы, в которую входят представители разных факультетов (ФФ, ФТФ, ФП, ФсФ),  осуществляет Центр развития качества образования ТГУ.

А пока идет процесс обсуждения и моделирования будущего образовательного пространства ТГУ, участники университетского проекта «Внутренние электронные коммуникации без барьеров» решили выяснить, что знают о PBL-технологии наши профессора, доценты и преподаватели, какие ее элементы уже используются в учебном процессе.

Аббревиатура PBL оказалась знакома 33% участников опроса. 63 % опрошенных перевели название Problem-Based Learning - как «метод проблемно-ориентированного обучения». Вне зависимости от того, известно ли нашим коллегам  значение аббревиатуры PBL, все  признаются, что, так или иначе, используют элементы проблемно-ориентированного обучения на занятиях. 44% респондентов обучают студентов на кейсах из реальной практики, 43% - организуют в рамках занятий групповую исследовательскую и проектную работу.

Практически все опрошенные имеют опыт использования отдельных элементов PBL в своем педагогическом багаже. При этом большинство не уверено в том, что все коллеги по вузу готовы к активному внедрению этого метода. Еще больше сомнений у респондентов вызывает вопрос мотивации студентов к активному обучению (66%).

Освоение методического инструментария PBL – это вершина айсберга, видимая «глазу» преподавателя, которую мы, безусловно, осилим. Нелегкая задача предстоит рабочей группе и руководителям ТГУ по разработке дорожной карты внедрения Problem based learning в образовательную модель нашего университета. Должен быть пересмотрен весь учебный процесс, трансформированы образовательные программы, очерчен «внешний» контур взаимодействия университета с партнерами, заказчиками, работодателями. Дорожная карта поможет каждому увидеть вектор своего профессионального роста, связанный с PBL как образовательной стратегией развития университета. Сегодня у нас появилась возможность встроиться в мейнстрим перспективной мировой образовательной практики, что, безусловно,  будет работать на повышение конкурентоспособности ТГУ в целом. 

Насколько Вы в тренде? Предлагаем пройти тест и узнать это.
СКАЧАТЬ АНКЕТУ (pdf)

Подать заявку
Подать заявку