Карта инициативной среды ТГУ

Текст материала (http://cdeq.tsu.ru/node/15207):

В начале февраля Центр развития качества образования ТГУ провел семинар-погружение в концепцию проектного кластера кампусных курсов ТГУ.
Многие сотрудники и обучающиеся нашего университета уже успели познакомиться с таким форматом учебной работы, как кампусные курсы. На предложение стать авторами и ведущими курсов откликнулись 90 преподавателей. Слушателями таких курсов могут стать бакалавры, магистранты, аспиранты любого факультета, а также преподаватели ТГУ и даже студенты других вузов. В первом семестре на 37 курсов было зачислено более 700 слушателей.  Успешный опыт первооткрывателей вдохновил их университетских коллег на разработку новых программ, и во втором семестре запись слушателей ведется уже на 65 кампусных курсов. Чем объяснить востребованность кампусных курсов среди студентов? Казалось бы, ответ очевиден: возможность  приобрести новые знания и навыки, актуальные для профессионального и личностного роста. Что стоит за этой стандартной фразой?
Во-первых, кампусные курсы углубляют, дополняют, расширяют содержание существующих образовательных программ, ограниченное тем или иным направлением профессиональной подготовки. Во-вторых, они приближают результаты обучения к требованиям современных работодателей, заинтересованных в получении специалистов, готовых к непрерывному совершенствованию компетенций, самостоятельному выбору способов деятельности и ответственному решению поставленных перед ними профессиональных задач. В-третьих, благодаря кампусным курсам у студентов появилась реальная возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Выбирая тот или иной курс, слушатель самостоятельно определяет набор профессиональных компетенций (в т.ч. междисциплинарных), которыми он хотел бы овладеть, чтобы стать более конкурентоспособным на современном рынке труда. Таким образом, кампусные курсы сами по себе являются гибким инструментом (или даже катализатором) повышения качества образования, что понимают многие студенты и преподаватели.
Сформированная межфакультетская кампусная образовательная среда привела к идее ее использования для развития проектных компетенций студентов ТГУ. Навыки проектирования являются универсальными, они включены в образовательные стандарты практически всех направлений подготовки. При этом они чрезвычайно востребованы современными работодателями.
Ольга Николаевна Калачикова, руководитель Центра развития качества образования ТГУ, провела специальный семинар, посвященный погружению в концепцию проектного кластера в кампусной среде, и рассказала преподавателям об особенностях проектных компетенций. Суть в том, что они формируются только в практической деятельности: через «обучение путём делания», говоря языком современных образовательных технологий  «leаrning by doing». Разрабатываемый проект должен быть реальным, актуальным и востребованным. Работа над ним должна проходить в режиме групповой работы, постоянного диалога с экспертами. Важным условием успешной реализации проекта является модерирование (сопровождение) работы группы, координация графика рабочих встреч, налаживание взаимодействия с экспертами и консультантами, помощь в поиске дополнительной информации, контроль результативности общей и индивидуальной работы. Существенным преимуществом проектного обучения является то, что он, при правильной организации, позволяет получить сразу три результата: проект, прошедший экспертизу, знания, которые оценивает преподаватель, и навыки командной работы и самоорганизации, которые студенты должны научиться оценивать сами или при помощи преподавателя-модератора.
Для решения задач по развитию проектных компетенций студентов во многих университетах, в том числе, и в ТГУ, созданы бизнес-инкубаторы, исследовательские студенческие общества и т.п. Опыт моделирования особых площадок для освоения проектных компетенций имеет Высшая школа экономики. На ее сайте работает так называемая «Ярмарка проектов». Она представляет собой базу, которая регулярно пополняется заказами от бизнес-партнеров вуза. Студенты мотивированы на проектную деятельность обязательствами по выполнению учебного плана – 12 зачетных единиц отводится на их участие в реальных проектах.
Однако, по мнению ведущего семинара, для формирования общеуниверситетской проектной среды вышеупомянутые инструменты необходимо «усилить» деятельностью по образовательному сопровождению проектной работы студентов: разработка и реализация проекта должна протекать под руководством преподавателя, который удержит во внимании и образовательные, и координационные, и экспертные задачи процесса проектирования. Возможным форматом осуществления такого проектного взаимодействия бизнеса, студентов и университета является кампусный курс.
Пилотным кампусным курсом в этом контексте станет «Проектный практикум», начать который планируется уже во втором семестре текущего учебного года. Курс запускается при содействии бизнес-инкубатора ТГУ, экономического факультета ТГУ, Центра развития качества образования ТГУ, а также партнеров из сферы инновационного бизнеса. Основная цель курса – формирование проектных компетенций студентов через приобретение опыта разработки и реализации бизнес-проектов. Кампусный курс станет той коммуникативной площадкой, где заказчики встретятся с проектными командами, которые под сопровождением модераторов-преподавателей будут помогать решать проблемы бизнеса.
Для реализации кампусного курса нового формата в университете имеются все ресурсы. Базу данных заказов на проекты от реальных бизнес-структур и аудиторный фонд для работы проектных групп предоставляет Бизнес-инкубатор ТГУ. Ольга Владимировна Бабкина, заместитель проректора ТГУ по научной работе и один из идейных вдохновителей развития проектного кластера в университете, уверена, что Бизнес-инкубатор сможет выступить поставщиком заказов на проекты, ведь это его основная задача – организовать место встречи студентов и бизнеса. Набор в проектные команды будут осуществлять студенты экономического факультета. В следующем семестре им предстоит пройти курс «Инновационный менеджмент». Преподает дисциплину Инна Валентиновна Краковецкая, доцент кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства экономического факультета. Она убеждена в том, что самый лучший способ развить проектные компетенции - дополнить теоретические знания о проектной деятельности практическими навыками управления проектами. Примеру экономического факультета могут последовать и другие факультеты ТГУ. «Проектный практикум» (как и другие кампусные курсы) может быть включен в учебные планы любого направления профессиональной подготовки.
Координацию взаимодействия студентов, заказчиков проектов и Бизнес-инкубатора будут осуществлять преподаватели ТГУ, за каждым из которых закрепляется  проектная команда. «Умение преподавателей организовать групповую и самостоятельную работу над проектом, формировать динамику группового взаимодействия, учить студентов работать с информацией, ресурсами, экспертами сейчас очень востребованы университетом, – говорит О. Н. Калачикова,  – это особые, можно сказать, универсальные педагогические компетенции, которые важны для любой учебной дисциплины. Развиваются они через практику сопровождения проектных групп студентов. Мы приглашаем всех преподавателей (вне зависимости от наличия у них подобного опыта) присоединиться к этой деятельности и постараемся помочь в освоении ими проектных и модераторских компетенций. Надеемся, что кампусная образовательная среда станет действительно образовательной не только для студентов, но и для преподавателей».
В скором времени Центр развития качества образования объявит конкурс на формирование каталога кампусных курсов ТГУ на 1 семестр 2016-2017 учебного года. Организаторы конкурса предлагают участникам ориентировать новые кампусные курсы на проектную деятельность. Рекомендуют авторам уже разработанных курсов при желании переформатировать их под актуальные проектные задачи. Курсы, формирующие универсальные и востребованные работодателем проектные компетенции, имеют больше шансов выдержать внутреннюю конкуренцию, особенно в свете того, что факультеты ТГУ теперь смогут включить те или иные кампусные курсы в свои учебные планы как элективные дисциплины.  В перспективе в кампусной среде ТГУ будет создан проектный кластер, куда войдут курсы, в рамках которых проектная деятельность заявлена как основная образовательная технология.
Дополнительную информацию о возможностях участия в модерировании студенческих групп в «Проектном практикуме», а также о способах переформатирования уже разработанных программ под задачи проектного кластера, можно получить по электронной почте Центра развития качества образования: de_center@mail.tsu.ru.

Подать заявку
Подать заявку