Карта инициативной среды ТГУ

Текст материала (http://www.psy.tsu.ru/node/4778):

Вовлечение работодателей в образовательный процесс  – требование, предъявляемое сегодня к университетскому образованию. В идеале заказчики на выпускников вузов должны включаться в подготовку будущих профессионалов на всех этапах: от разработки основной образовательной программы до участия в работе государственных экзаменационных комиссий. С одной стороны, работодатели нуждаются в специалистах, владеющих теоретическими знаниями, базовыми умениями и современными компетенциями, которые призван сформировать у них университет исследовательского типа. С другой, университету необходимо сотрудничество с работодателями, чтобы помочь выпускнику трансформировать полученные знания в работающие технологии.
В начале нового года на факультете психологии Томского государственного университета состоялся необычный экзамен, участие в котором  приняли почти 30 студентов четвертого курса (бакалавры). Это был открытый экзамен по итогам освоения программы «Управление персоналом в организации», которая изучается несколько семестров и является базовой дисциплиной по направлению подготовки «Управление персоналом». В аттестации будущих выпускников принимали участие не только профессора и преподаватели, а также руководители и ведущие специалисты служб управления персоналом ряда томских организаций. Всего в состав экзаменационной комиссии вошли представители почти десяти фирм – работодателей: Томское отделение Сбербанка России, ОАО «НПЦ «Полюс», филиал № 1 Томского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, группа компаний «ЛАМА», студия авторских событий «Розовый слон»  и др. 

Информация к размышлению:
По мнению известного австро-американского теоретика менеджмента Питера Друкера, исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Показателем же качества управления, по Друкеру, являются «обычные люди, делающие необычные вещи». Отсюда следует, что без серьезных  «инвестиций в человека» обречены не только компании, но и нации в целом. Такой вывод особенно актуален по отношению к России, которой, по различным оценкам, уже через 10-15 лет уготован «кадровый тромбофлебит». Поэтому проблема обеспеченности высокопрофессиональными специалистами отечественных государственных, коммерческих и некоммерческих структур представляется сегодня архиважной. И университетам здесь отводится первостепенная роль.
Вот что рассказывает разработчик нового формата аттестации будущих специалистов в области формирования человеческого капитала, кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием Андрей Олегович Зоткин:
 - Экзамен направлен на внешнюю оценку профессиональных компетенций выпускников. Новизна такого формата экзамена заключается не только в привлечении представителей бизнеса в качестве экзаменаторов, но и в специфике самих испытаний. Вместо привычных академических вопросов - решение кейсов. Ответы оцениваются по тому, как студент умеет выявлять и формулировать проблемы, какие знания он использует для обоснования выбора способов их решения. Таким образом, нам удалось оценить компетенции будущих выпускников на всех уровнях (аналитическом, целеполагающем, проектном); а также увидеть технологический и практический аспекты применения знаний и умений. Важным результатом прошедшего события является и то, что, поработав вместе с экспертами профессионального сообщества HR-менеджеров, мы получили стратегические ориентиры для дальнейшего совершенствования своих курсов. 
Формат открытого экзамена высоко оценили и представители потенциальных работодателей. Начальник отдела по работе с персоналом филиала ООО «Росгосстрах»  в Томской области Ольга Игоревна Лугачева отметила, что содержание кейсов отвечало основным требованиям к развитию компетенций будущих профессионалов в области управления человеческим капиталом. Экзаменационные испытания включали в себя вопросы кадровой политики, стратегии организационного развития, совершенствования корпоративной культуры, формирования кадрового резерва, мотивации сотрудников, подбора, адаптации, обучения, развития, оценки и аттестации персонала и т.д. Выпускники продемонстрировали компетентность во всех основных видах деятельности, с которыми им придется столкнуться на практике.  
Мнение студентов о новой форме аттестации было однозначно позитивным. Они говорили,  что им повезло представить собственную профессиональную позицию перед будущими работодателями и коллегами.  

Наталья Сергеевна Гугушвили, студентка группы 20205: 
- Экзамен в форме работы с практическими кейсами считаю объективной оценкой приобретенных нами за время обучения в ТГУ знаний, умений и компетенций. Очень полезно получить обратную связь от экспертов по поводу предложенных тобой решений. Благодаря общению с представителями Томского отделения Сбербанка и группы компаний «ЛАМА» я имела возможность вникнуть в важные нюансы профессии. Такой экзамен для нас – это счастливый случай презентовать себя перед работодателями. В своей презентации мы смогли рассказать о себе, о теме научных исследований, о местах прохождения практик. При этом представители компаний могли наглядно познакомиться с нашими достижениями и опытом работы по резюме. Конечно, мы с ребятами очень волновались. Но теперь я знаю точно: такой формат сдачи экзамена – это бесценный опыт. Нам очень важно знать, что думают работодатели об уровне нашей подготовки. 

Внешняя оценка профессионалами компетенций будущих специалистов в формате открытого экзамена – это один из элементов складывающейся системы «ТГУ – работодатели». Между кафедрой управления образованием на факультете психологии ТГУ и организациями г. Томска развивается  взаимовыгодное сотрудничество. Студенты  привлекаются к решению насущных проблем и практических задач на предприятиях потенциальных работодателей. На производственной практике, объединяясь в  команды с уже работающими специалистами, они будут разрабатывать, и, по возможности, внедрять предложенные подходы к управлению коллективами.

Успешная апробация нового формата аттестации выпускников ТГУ не случайно состоялась на кафедре управления образованием. Кафедра уже несколько использует разные формы вовлечения работодателей в образовательный процесс. Уже имеющийся опыт сотрудничества был представлен в конце 2015 г. на конкурсе образовательных практик ТГУ. Победителем в номинации «Лучшая практика организации образования с участием работодателей» стала сотрудник кафедры управления образованием ФП ТГУ Людмила Алексеевна Кудашкина – главный идеолог, координатор данного направления работы подразделения.
Состоявшийся в январе 2016 года открытый экзамен – очередная веха в выстраивании кафедрой управления образованием эффективной системы подготовки выпускников с участием работодателей.  

Подать заявку
Подать заявку