Карта инициативной среды ТГУ

Проект «Виртуальный университет 4.0» позволит обеспечить глобальную доступность научно-образовательного и отчасти инфраструктурного контента ТГУ, сосредоточенного, порой, лишь внутри университета, тогда как имеется огромный потенциал его широкого распространения в России и за рубежом. ТГУ, как один из ведущих университетов страны, может стать первопроходцем в сфере системного использования VR/AR в научно-образовательной деятельности.

«Виртуальный университет 4.0» позволит «упаковать» любой ценный контент в конкурентоспособные информационные продукты, соответствующие духу времени и уровню развития технологий.

Открытая IT-платформа будет одновременно и средой для быстрого создания новых научно-образовательных продуктов в режиме конструктора (в том числе — энтузиастами), и средством доставки контента пользователям.

Технологии Machine Learning и Big Data помогут выстраивать индивидуальные адаптивные образовательные траектории с учётом сложных особенностей участников.

Всё вышеперечисленное позволит преодолеть основные разрывы между существующей и выстраиваемой моделью образовательного процесса в ТГУ, в первую очередь, разрывов, связанных с дефицитом компетенций и ресурсов, необходимых для достижения уникального качества образовательной и исследовательской деятельности сопоставимого с уровнем ведущих мировых университетов.

Виртуальная реальность поможет студентам усвоить уроки безопасности

Учёные и студенты ИПМКН ТГУ совместно с партнером университета – IT-компанией Rubius – создали прототип платформы для сборки образовательных модулей с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Первый «пилот» предназначен для преподавателей безопасности жизнедеятельности (БЖД). Он поможет учащимся отрабатывать навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.

– «Пилот» (ВИДЕО) создан в рамках в рамках проекта «Виртуальный университет 4.0», его основная идея – это создание открытой платформы и инструментов, с помощью которых можно конструировать высокотехнологичные образовательные сервисы и приложения, – говорит руководитель проекта, директор Центра компьютерных наук и технологий ТГУ Александр Замятин. – Наш партнёр – компания Rubius – имеет большой задел в сфере создания подобных продуктов для промышленных компаний. Теперь мы переносим этот опыт в образовательную деятельность.

Подробнее

В библиотеку инструментов, предназначенных для создания обучающих модулей по БЖД, входит около ста интерактивных 3D-моделей, которые позволяют создавать виртуальную среду обучения и тренировать действия в условиях пожара.  В модуле есть кнопки сигнализации, огнетушители, емкости с песком, пожарные гидранты и рукава, элементы окружения и интерьера и т.д. 

– Задача преподавателя одновременно простая и сложная, — рассказывает Николай Сайнаков, доцент факультета исторических и политических наук ТГУ, создатель онлайн-курса «История и технологии выживания», первый протестировавший возможности новой платформы. – С одной стороны, ты играешь в виртуальный конструктор, собирая из разных деталей сценарий учебной работы, продумываешь алгоритмы действий. С другой стороны, необходимо осваивать и возможности самой платформы, удобство инструментария, интуитивность интерфейса, выстраивать некую логику развития своего проекта. Причем, стоит отметить, что платформа позволяет решать эти задачи любому преподавателю, даже если он не является специалистом в области технологий виртуальной и дополненной реальности.

 Важным свойством платформы является её открытость в части наполнения библиотек интерактивных объектов, обмена разработанными модулями и сценариями. Сейчас всё это создаётся специалистами ТГУ и Rubius, однако в будущем любой энтузиаст сможет добавлять собственные наработки и делиться ими.

Создаваемая платформа не предъявляет высоких требований к оборудованию учащихся: достаточно иметь простой ноутбук или планшет. Однако в полной мере она раскрывает свои возможности при использовании очков, шлемов виртуальной или дополненной реальности, доступность которых стремительно растёт. 

Первый тестовый доступ учащихся к платформе намечен на апрель–май этого года. Введение первого образовательного модуля в реальный образовательный процесс запланировано на 2019–2020 учебный год.

Томский Хогвартс: в ТГУ «ожили» портреты выдающихся профессоров

В рамках празднования 140-летия ТГУ в галерее «Профессора Томского университета» «ожили» пять портретов. С помощью приложения TSUniverse можно увидеть, как выдающиеся ученые кивают и улыбаются. Кроме того, можно подойти к любому интересующему портрету и, используя смартфон, узнать о жизни ученого, его научном пути и достижениях, получить доступ к уникальным фотографиями из архива университета.

Открытие портретной галереи состоялось в 1980 году, она создавалась в память о профессорах, которые в разное время работали в ТГУ и внесли значительный вклад в образование и науку. Сейчас в галерее уже 70 портретов: в конце 2018 года в северном крыле на втором этаже главного корпуса ТГУ были размещены 10 новых.

Подробнее

К юбилею университета лаборатория виртуальной и дополненной реальности ТГУ совместно с компанией Rubius подготовила мобильное приложение с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности – TSUniverse. Собирать информацию о профессорах, их жизни и достижениях, фото и видео-материалы помогали профессор ТГУ Сергей Некрылов и лаборант ФИПН Илья Дунбинский. Она содержится в «Электронной энциклопедии ТГУ».

– При помощи приложения каждый человек со смартфоном сможет узнать о жизни любого ученого, изображенного на портрете, его научных интересах и достижениях, – рассказала маркетолог компании Rubius Евгения Вершинина. – У пяти портретов есть «расширенный» контент – при наведении смартфона они «оживают».

Мы предлагаем вам найти эти пять портретов. Для этого используйте запись экрана и выложите в instagram сторис с «ожившим» профессором, отметив @tomskuniversity. Каждый из пяти первых, нашедших нужный портрет, получит приз от ТГУ.

Приложение будет работать на разных локациях университета. Наведя смартфон на табличку рядом с памятником устроителям Императорского Томского университета Василию Флоринскому и Дмитрию Менделееву или на логотип ТГУ, пользователи смогут увидеть 3D-модель дореволюционного кампуса с фонтаном (кампуса в год открытия)

В роще ТГУ открыт памятник профессорам В.Флоринскому и Д.Менделееву

В Университетской роще торжественно открыт памятник основателям Томского университета «Профессорам В.М. Флоринскому и Д.И. Менделееву от благодарных сибиряков». В нем реализованы технологии виртуальной и дополненной реальности: с помощью приложения TSUniverse можно увидеть 3D-модель кампуса с фонтаном, крестом на главном здании и оригинальными хозяйственными постройками начала ХХ века.

На открытии памятника присутствовали полномочный представитель президента РФ в Государственной Думе Гарри Минх, замминистра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, мэр Томска Иван Кляйн.

Подробнее

– Замечательно, что торжественные мероприятия у нас завершаются открытием такого прекрасного памятника, который будет украшать центральную площадь перед ТГУ, – отметил Алексей Медведев. – Мне кажется, что художник очень точно передал замысел: два выдающихся ученых заложили реализацию проекта Томского государственного университета. Тот замысел, который воплотился в его миссию собирания и удержания земли русской на гигантских просторах Сибири, те невидимые нити, которыми удерживается земля русская за пределами Урала, которые ткут невидимым образом преподаватели и студенты,<...> удерживая и собирая русскую идентичность здесь. 

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин предположил, что памятник положит начало новой традиции.

– Вы видите, что у монумента один свободный стул. Не думаю, что он будет пустовать. Скорее всего, студенты решат, что, присев на этот стул, они успешно сдадут экзамен. А абитуриенты – что преодолеют вступительные испытания. Но я хочу предупредить тех, кто планирует поступать в Томский государственный, – занимайте очередь к монументу уже сейчас. Ведь конкурс в ТГУ растёт с каждым годом! – отметил губернатор. – От имени миллиона жителей нашей области я желаю университету новых больших открытий и креативных студентов. 

Президент и председатель правления Эндаумент-фонда ТГУ Георгий Майер отметил, что идея создания памятника основателям университета была очень хорошо воспринята в городе, Откликнулись очень многие, а студенты – среди первых. Георгий Владимирович разговаривал с некоторыми преподавателями, которые вносили пожертвования, они сказали, что делают это потому, что всем, что у них есть, они обязаны университету.

От имени учащихся ТГУ выступила студентка факультета психологии Юлия Куропаткина:

– Хочу сказать: это здорово, что сегодня мы с вами стали свидетелями зарождения новой традиции у памятника Флоринскому и Менделееву. Но самое классное, что мы и сами можем поучаствовать в ее создании. Так вот, нужно не просто посидеть рядом с такими выдающимися личностями, но еще и сделать с ними селфи и во время сессии, сдачи диплома или любого другого важного события – и опубликовать его на своих страничках в соцсетях. И вот тогда точно все получится! У нас будет новая замечательная традиция, сочетающая в себе классику и современность.

Идея выразить признательность людям, благодаря которым в Томске появился университет, существовала давно, и к празднованию 140-летия ее решили осуществить. Автором скульптуры является Антон Гнедых, памятник сделан из бронзы, его высота около двух метров. 

Памятник основателям Томского университета является инновационным, так как в нем реализованы технологии виртуальной и дополненной реальности. Лаборатория виртуальной и дополненной реальности ТГУ и компания Rubius разработали приложение TSUniverse. Наведя смартфон на табличку рядом со скульптурой, пользователи смогут увидеть, как выглядели университетский кампус и роща в начале XX века, посмотреть на оригинальные постройки, а также полюбоваться на пролётки, проезжающие по Садовой улице (сейчас проспект Ленина).

С разработчиками приложения активно сотрудничали профессора ТГУ Сергей Некрылов и Сергей Фоминых и лаборант ФИПН Илья Дунбинский, они помогали соблюдать историческую достоверность, предоставили фотографии кампуса, рощи, искали описания хозяйственных построек.

Также при помощи приложения каждый желающий сможет познакомиться с историей создания ТГУ, узнать о роли Менделеева и Флоринского в становлении университета.

Приложение работает на разных локациях университета. Наведя смартфон на логотип ТГУ, пользователи также смогут увидеть 3D-модель кампуса начала XX века, а в галерее профессоров в главном корпусе – найти «живые» портреты и узнать о жизни и достижениях выдающихся ученых.

Напомним, что установка памятника осуществилась благодаря пожертвованиям студентов и сотрудников ТГУ, выпускников, горожан и организаций. Сбор денег был организован через Эндаумент-фонд ТГУ, на сайте можно посмотреть электронную книгу, в которую внесены те, кто внес пожертвования. Также она будет доступна по QR-коду на памятнике.

Василий Флоринский (1834-1899) – профессор, государственный деятель, устроитель университета в Томске, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, почетный член Императорского Томского университета. 
Принимал активное участие в создании первого университета в Сибири, начиная с внесения в министерство проекта об учреждении университета и заканчивая актом его открытия. Во многом благодаря ему вопрос о выборе места для первого сибирского университета был решен в пользу Томска. 
Участвовал в работе комиссий, возглавлял строительный комитет. Также он занимался судьбой будущих университетских лабораторий, кабинетов, музеев, библиотеки. По его инициативе был основан археологический музей. Наряду с Порфирием Крыловым он считается основателем ботанического сада при Томском университете. В центре внимания Флоринского было также формирование библиотеки, комплектование штатов профессорско-преподавательского состава, приобретение учебного оборудования.
Дмитрий Менделеев (1834-1907) – российский химик, открывший периодический закон химических элементов, ученый, педагог, общественный деятель, почетный член Императорского Томского университета.
Участвовал в разработке проекта создания и строительства первого в Сибири университета, для чего неоднократно консультировал руководителя комитета по строительству ТГУ профессора Василия Флоринского. Есть красивая легенда, что его приглашали на должность первого ректора этого университета, но в силу семейных обстоятельств он в Томск не поехал.
Вместе с Флоринским он определил размещение аудиторий главного корпуса, в частности, расположение кафедр химии и физики, ботаники, минералогии, геологии и зоологии.

ТГУ и Rubius создали виртуальный университет 4.0

Томский государственный университет совместно с партнером – IT-компанией Rubius приступают к реализации масштабного digital-проекта – «Виртуальный университет 4.0». Многопрофильных VR/AR-лабораторий в мире считанные единицы. В России их пока никто не создавал. Отдельные модули существуют в Москве, Петербурге, на Дальнем Востоке. Томск претендует на то, чтобы стать лидером в сфере виртуального образования. В «Виртуальном университете» учащиеся смогут работать с интерактивными 3D-моделями оборудования и отрабатывать механику важных процессов, а преподаватели – создавать интерактивные курсы на базе библиотеки моделей и инструментов.

Подробнее

Презентация новой структуры состоялась на конференции #EdCrunhc Томск, посвященной новейшим образовательным технологиям и приуроченной к 140-летию ТГУ.

Идея проекта, получившего условное название «Виртуальный университет 4.0», заключается в создании открытой IT- платформы для разработки высокотехнологичных продуктов (приложений и сервисов) в широком спектре предметных областей – от инновационного образования до индустрии интерактивных развлечений, – говорит руководитель проекта, директор Центра компьютерных наук и технологий ТГУ Александр Замятин, заведующий кафедрой ИПМКН. – Наряду с образованием иммерсивные технологии (виртуальной и дополненной реальности VR/AR) и продукты, созданные с помощью цифровых инструментов, будут использоваться в научных и производственных целях.

Для решения поставленных задач в ТГУ создается лаборатория виртуальной и дополненной реальности. Она будет оснащена передовым оборудованием для производства широкого ассортимента 3D-контента. Также на базе ИПМКН запускается магистерская программа с профилем «Виртуальная и дополненная реальность».   

Учащиеся смогут работать с интерактивными 3D-моделями оборудования, отрабатывать механику важных процессов, получать доступ к максимально широкому спектру обучающих материалов через свои смартфоны и планшеты. В перспективе при помощи открытой платформы преподаватели смогут сами создавать интерактивные образовательные курсы на базе библиотеки моделей и инструментов.

Технологии виртуальной и дополненной реальности качественно меняют рынок образовательных услуг по всему миру. Их использование помогает увеличить скорость обучения, индивидуализировать его и повысить вовлечённость учащихся в процесс на 70-80 процентов, – говорит технический директор компании Rubius Антон Кудинов. – В рамках совместного проекта с университетом мы разрабатываем IT-платформу, которая позволит создавать востребованные образовательные продукты нового поколения на основе традиционного контента.

Наряду с созданием инновационного образовательного контента «Университет 4.0» планирует готовить профессионалов, способных создавать новые VR/AR решения и устройства для конфигурации виртуальной среды.

Первый пилотный проект виртуального университета посвящен онлайн-обучению. Над ним будут работать программисты компании Rubius и исследователи САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ, где развиваются такие направления, как искусственный интеллект, цифровые гуманитарные науки.  «Институт человека цифровой эпохи» является одним из лидеров электронного обучения в России.

Идея «пилота» заключается в том, чтобы оснастить созданный в ТГУ онлайн-курс «История и технологии выживания» интерактивным симулятором. С его помощью человек, находящийся дома или в аудитории, сможет перенестись в виртуальную среду и отработать полезные и важные навыки пребывания в экстремальных условиях. Например, научиться разжигать костер, завязывать самый крепкий узел, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.

Еще один пилотный проект «Виртуального университета» – «Тренажер для работы с высокотехнологичным медицинским оборудованием», которым оснащены подразделения САЕ «Институт биомедицины» ТГУ. Симулятор позволит посетителям виртуальной лаборатории знакомиться с уникальными приборами, которые ученые ТГУ используют для разработки новых методов диагностики и лечения различных заболеваний. Более продвинутые пользователи смогут учиться работать на этом оборудовании, специалисты высокого уровня – проводить исследования. Разработчики рассматривают вариант, при котором исследователь сможет работать в виртуальной реальности в тандеме с партнером.

VR-лаборатория значительно расширит возможности по приобретению новых профессиональных навыков, избавит пользователя от финансовых и временных затрат, поскольку для проведения научного эксперимента не нужно покупать реактивы, оборудование и т.д. Это может быть особенно актуально для химиков, материаловедов и многих других ученых.

#EdCrunch Томск – сибирская ветвь крупнейшей международной конференции, посвященной новейшим образовательным технологиям. Организаторы: ТГУ, НИТУ МИСиС и «Рыбаков фонд». Форум состоялся в рамках приоритетного проекта «Создание цифровой образовательной среды в Российской Федерации».



Руководитель:



Проектный менеджер:



Контактное лицо:

отсутствует