Карта инициативной среды ТГУ

Цели Проекта: Разработка модели общего образовательного ядра (матрицы базовых дисциплин и модулей), направленного на формирование образовательных результатов, обеспечивающих формирование  идентичности бакалавра ТГУ (на основе освоения универсальных компетенций для обучающихся всех направлений подготовки бакаларивата ТГУ в соответствии с требованиями стандарта 3++ , Моделью выпускника ТГУ, и собственными университетскими образовательными стандартами).

Задачи Проекта:

1. Разработка принципов и содержания образовательного ядра бакалавриата, обеспечивающих необходимые образовательные результаты (исходя из набора универсальных компетенций, изложенных в ФГОС3++, Модели выпускника ТГУ, и собственных университетских образовательных стандартов). Формирование  системы критериев оценки, измеряемости образовательных результатов;

2. Проектирование и экспертиза предметного содержания образовательных программ ядра образования бакалавриата на пилотных факультетах (в соответствии с общими принципами ядра и обязательным набором образовательных методов и технологий);

3. Разработка организационной схемы и подготовка ППС для внедрения ядра образования бакалариата в образовательный процесс пилотных факультетов бакалавриата;

4. Запуск и мониторинг результатов программы на пилотных факультетах в 1 семестре 2018-2019 учебного года.

 

Краткое описание проекта:

Описание принципов модели  образовательного ядра бакалавриата. В соответствии с целевой моделью выпускника ТГУ («развитая личность, способная действовать поверх профессиональных границ и создающая новую технологическую и социальную реальность в области повышения качества жизни человека постиндустриального общества») ключевыми компетенциями/образовательными результатами являются:

•                действие в ситуации высокой неопределенности;

•                проблемно-центрированное мышление;

•                осуществление исследований в профессиональной деятельности;

•            способность к саморазвитию и лидерству в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего;

•                овладение общекультурными компетенциями (универсальные компетенции по ФГОС  3++).

Совокупность ключевых компетенций/ образовательных результатов должны задавать идентичность бакалавра ТГУ.

Переход к укрупненной модели бакалавриата ТГУ, ориентация на развитие личности, реализацию ее уникальности и освоение культурных ценностей, на трансфессию, лидерство, элитарность выпускника университета актуализируют новые требования к модели бакалавриата. Общая часть подготовки бакалавра ТГУ должна быть системной, основанной на единых принципах: содержании, методах, инновационных образовательных технологиях и типах деятельности.

 Образовательное ядро - это набор академически и культурно значимых предметно-тематических и концептуальных блоков, освоение которых обеспечивает формирование идентичности бакалавра ТГУ и ключевых образовательных результатов. Ядро выстраивается в систему дисциплин и методов/технологий, которые должны освоить все студенты бакалавриата на всех факультетах. Ядро предполагает: 1) освоение контента (содержание «картин мира» или концептуально-тематических блоков), 2) деятельностное освоение ролей (профессиональных, социальных), и 3) овладение критическим мышлением и над-предметной рефлексивной деятельностью (способность работать с информацией, анализировать,  ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).

В ходе содержательного освоения предметно-тематических блоков предполагается знакомство с наиболее актуальными парадигмами и концепциями («картинами мира»), а также типами деятельности в естествознании, социально-гуманитарном познании, инженерно-технической деятельности и в мире искусств и литературы.  Обращение к основаниями картин мира, работа с их концептуальным базисом осуществляется через курсы модуля «Критическое мышление и письмо» (прикладные философия, логика, риторика). «Критическое мышление и письмо» реализуются на основании корпуса Великих книг (Reader’а ТГУ), тематически распределенных в соответствии с четырьмя блоками.

Погружение в тематику и содержание выстраивается в соответствии с иерархией методов: навигация (история и актуальная повестка дня через лекции, Moodle, МООС и др.), пробное действие (решение типовых задач, разбор кейсов и т.д.), технологии постановки рефлексии (эссе, интерактивные форматы, дискуссии, игры, проекты, индивидуальные профили в динамике и др.).

Актуальность модели ядра бакалавриата: на данном этапе формирование комплексного освоения студентами ключевых компетенций затруднено в силу следующих обстоятельств:

·       бессистемность формирования общекультурных компетенций (в разных образовательных программах – разный набор и методология формирования ОК), снижение качества образования;

·       ориентация на трансляцию информации, не на образование как подлинное усвоение культурных образцов (смыслов, ценностей, норм);

·       отсутствие возможности деятельностного включения студентов в осваиваемый материал, что снижает их интерес к процессу обучения и мотивацию.

Как изменится учебный процесс в ТГУ с 1 сентября?

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас обсудить и принять участие в эксперименте по разработке и внедрению собственных образовательных стандартов ТГУ. Если вы не хотите пассивно наблюдать, а готовы активно влиять на трансформацию учебного процесса в нашем университете, приходите на открытый семинар

«РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЯДРА БАКАЛАВРИАТА ТГУ» 12 марта в 16.30 в Малом зале Научной библиотеки ТГУ.

Проект уже действует, учебный процесс по разработанной в проекте Модели будет запущен с 1 сентября 2018 года, сейчас у вас лично есть возможность обсудить важные вопросы, чтобы предложить свой учебный курс/ свою учебную лабораторию в соответствии с требованиями проекта, порекомендовать потенциальных участников из своих коллег. Для этого нужно принять участие в семинаре или связаться с командой проекта по адресу: july11@list.ru

Подробнее

Регистрация участников семинара по ссылке https://goo.gl/forms/AtXGgqrdEJlZ859C2

 «Разработка и внедрение Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ» -  это пилотный проект, направленный на создание и апробацию системы дисциплин для всех направлений подготовки бакалавриата ТГУ. Цель проекта – создать модель общего Образовательного Ядра, обеспечивающего формирование идентичности бакалавра ТГУ. Одной из ключевых задач Образовательного Ядра является формирование навыков критического и системного мышления, опыта работы студентов в проектных командах, включения в активные формы деятельности, опыта самоопределения. Начало апробации Модели начнется 1 сентября 2018 года на четырех пилотных факультетах: Философский факультет, Исторический факультет, Институт искусств и культуры, Высшая школа журналистики.

Подробнее о задачах и этапах проекта можно узнать на сайте http://tsu-core.tilda.ws

Для формирования состава преподавателей, которые будут реализовывать Модель образовательного ядра на пилотных факультетах в 2018 году, планируется проведение Открытого Конкурса по разработке учебных модулей для этого экспериментального образовательного блока. В ходе Конкурса будут разработаны и определены учебные модули, по направлениям: «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Арт-практики (Художественный мир)», «Критическое мышление и письмо» и «Философия (на материале Великих книг)». Подробнее о содержании модулей http://tsu-core.tilda.ws/content

Команда проекта приглашает к сотрудничеству всех, кому интересен новый подход и творческий поиск образовательных форматов. Мы расскажем про Модель Образовательного Ядра и с удовольствием ответим на вопросы участников встречи о ходе реализации проекта, о возможностях и представим специальную программу повышения квалификации.

Регистрация участников семинара по ссылке https://goo.gl/forms/AtXGgqrdEJlZ859C2



Руководитель:

Дёмин Виктор Валентинович


Проектный менеджер:

Осаченко Юлия Станиславовна


Контактное лицо:

Осаченко Юлия Станиславовна
  • Бахтиярова Елена Захаровна
  • Бурбо Эва
  • Галкин Дмитрий Владимирович
  • Кашпур Виталий Викторович
  • Кривошапкина Наталья Юрьевна
  • Луков Евгений Викторович
  • Мясников Илья Юрьевич
  • Рюмина Юлия Александровна
  • Суханова Елена Анатольевна
  • Сухушина Елена Валерьевна
  • Фещенко Артем Викторович