Цели Проекта: Разработка модели общего образовательного ядра (матрицы базовых дисциплин и модулей), направленного на формирование образовательных результатов, обеспечивающих формирование идентичности бакалавра ТГУ (на основе освоения универсальных компетенций для обучающихся всех направлений подготовки бакаларивата ТГУ в соответствии с требованиями стандарта 3++ , Моделью выпускника ТГУ, и собственными университетскими образовательными стандартами).
Задачи Проекта:
1. Разработка принципов и содержания образовательного ядра бакалавриата, обеспечивающих необходимые образовательные результаты (исходя из набора универсальных компетенций, изложенных в ФГОС3++, Модели выпускника ТГУ, и собственных университетских образовательных стандартов). Формирование системы критериев оценки, измеряемости образовательных результатов;
2. Проектирование и экспертиза предметного содержания образовательных программ ядра образования бакалавриата на пилотных факультетах (в соответствии с общими принципами ядра и обязательным набором образовательных методов и технологий);
3. Разработка организационной схемы и подготовка ППС для внедрения ядра образования бакалариата в образовательный процесс пилотных факультетов бакалавриата;
4. Запуск и мониторинг результатов программы на пилотных факультетах в 1 семестре 2018-2019 учебного года.
Краткое описание проекта:
Описание принципов модели образовательного ядра бакалавриата. В соответствии с целевой моделью выпускника ТГУ («развитая личность, способная действовать поверх профессиональных границ и создающая новую технологическую и социальную реальность в области повышения качества жизни человека постиндустриального общества») ключевыми компетенциями/образовательными результатами являются:
• действие в ситуации высокой неопределенности;
• проблемно-центрированное мышление;
• осуществление исследований в профессиональной деятельности;
• способность к саморазвитию и лидерству в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего;
• овладение общекультурными компетенциями (универсальные компетенции по ФГОС 3++).
Совокупность ключевых компетенций/ образовательных результатов должны задавать идентичность бакалавра ТГУ.
Переход к укрупненной модели бакалавриата ТГУ, ориентация на развитие личности, реализацию ее уникальности и освоение культурных ценностей, на трансфессию, лидерство, элитарность выпускника университета актуализируют новые требования к модели бакалавриата. Общая часть подготовки бакалавра ТГУ должна быть системной, основанной на единых принципах: содержании, методах, инновационных образовательных технологиях и типах деятельности.
Образовательное ядро - это набор академически и культурно значимых предметно-тематических и концептуальных блоков, освоение которых обеспечивает формирование идентичности бакалавра ТГУ и ключевых образовательных результатов. Ядро выстраивается в систему дисциплин и методов/технологий, которые должны освоить все студенты бакалавриата на всех факультетах. Ядро предполагает: 1) освоение контента (содержание «картин мира» или концептуально-тематических блоков), 2) деятельностное освоение ролей (профессиональных, социальных), и 3) овладение критическим мышлением и над-предметной рефлексивной деятельностью (способность работать с информацией, анализировать, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
В ходе содержательного освоения предметно-тематических блоков предполагается знакомство с наиболее актуальными парадигмами и концепциями («картинами мира»), а также типами деятельности в естествознании, социально-гуманитарном познании, инженерно-технической деятельности и в мире искусств и литературы. Обращение к основаниями картин мира, работа с их концептуальным базисом осуществляется через курсы модуля «Критическое мышление и письмо» (прикладные философия, логика, риторика). «Критическое мышление и письмо» реализуются на основании корпуса Великих книг (Reader’а ТГУ), тематически распределенных в соответствии с четырьмя блоками.
Погружение в тематику и содержание выстраивается в соответствии с иерархией методов: навигация (история и актуальная повестка дня через лекции, Moodle, МООС и др.), пробное действие (решение типовых задач, разбор кейсов и т.д.), технологии постановки рефлексии (эссе, интерактивные форматы, дискуссии, игры, проекты, индивидуальные профили в динамике и др.).
Актуальность модели ядра бакалавриата: на данном этапе формирование комплексного освоения студентами ключевых компетенций затруднено в силу следующих обстоятельств:
· бессистемность формирования общекультурных компетенций (в разных образовательных программах – разный набор и методология формирования ОК), снижение качества образования;
· ориентация на трансляцию информации, не на образование как подлинное усвоение культурных образцов (смыслов, ценностей, норм);
· отсутствие возможности деятельностного включения студентов в осваиваемый материал, что снижает их интерес к процессу обучения и мотивацию.
В университете прошел необычный экзамен: студенты «ядра бакалавриата» ТГУ начали сессию с арт-фестиваля. Творческие проекты первокурсников были посвящены искусству как способу познания мира.
«Ядро бакалавриата» представляет собой новую образовательную платформу, формирующую универсальные (общекультурные) компетенции, прежде всего критическое и системное мышление, умение работать в команде, творческие и коммуникативные навыки. Рассчитана программа на четыре семестра. В первом семестре студентов в режиме навигации познакомили с четырьмя модулями: «Природа (естествознание)», «Технический и цифровой мир», «Человек и общество», «Художественный мир и арт-практики». Кроме того, на тренингах по критическому мышлению и письму молодые люди учились рефлексировать над содержанием различных картин мира.
– По окончании семестра студенты в своих проектах доносили мысль, что искусство – это не просто вишенка на торте, а способ понимания мира. Так что достаточно естественной была идея провести экзамен по данной программе в формате арт-фестиваля, и она нашла отзыв в сердцах студентов. Экзамен сдавался в форме творческого проекта, – рассказывает менеджер программы «Образовательное ядро бакалавриата ТГУ» Юлия Осаченко.
– Студенты сами выбирали актуальную проблему из любого модуля и могли раскрыть ее – опять же, на свой выбор – любыми художественными средствами. Получилось зрелищно, и, думаю, это удачное решение. Конечно, ребята не профессионалы художественных практик, но многие работы нас поразили – они сделаны на очень высоком уровне, – добавляет Юлия Осаченко.
Экзамен, объединившись в команды, сдавали 165 человек. Каждую площадку оценивали до семи экспертов, преподающих на том или ином модуле, и оценки выставлялась ими коллегиально. Большинство выступивших получили высокие баллы за свои проекты.
Образовательный проект «Ядро бакалавриата» запущен в ТГУ минувшей осенью на базе четырех пилотных факультетов: журналистики, исторических и политических наук, философского и Института искусств и культуры.
30 октября в 16.00 в зале заседаний главного корпуса ТГУ (ауд. 209) состоится открытый методический семинар проекта «Разработка и внедрение образовательного ядра бакалавриата ТГУ».
Команда проекта расскажет о модели Образовательного Ядра и ходе эксперимента – сложной работе совместно с факультетами-участниками, обсудит проблемы, планы и задумки. И с удовольствием ответит на вопросы участников встречи о дальнейшей реализации проекта.
«Ядро бакалавриата» – пилотный проект, направленный на разработку и апробацию инвариантного блока дисциплин и модулей для всех направлений подготовки бакалавриата ТГУ, формирующих универсальные компетенции, в том числе критическое мышление. Цель проекта – разработать модель общего образовательного ядра, обеспечивающего формирование идентичности бакалавра ТГУ.
Апробация началась с 1 сентября 2018 года на четырех пилотных факультетах: факультет исторических и политических наук, философский факультет, Институт искусств и культуры и факультет журналистики.
Для определения состава преподавателей ядра бакалавриата весной этого года был проведен открытый конкурс по направлениям: «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Арт-практики (Художественный мир)», «Критическое мышление и письмо» и «Философия (на материале Великих книг)». Полгода шла активная разработка учебных модулей, которые вошли в учебный план экспериментального блока «Образовательное ядро бакалавриата».
Подробности о проекте, структуре Образовательного Ядра, составе преподавателей можно посмотреть на сайте: http://tsu-core.tilda.ws/.
С 01 октября 2018 года стартовал второй модуль Навигации по картинам мира в рамках проекта "Разработка и внедрение образовательного ядра бакалавриата ТГУ". Студентов ждет месяц знакомства с такой актуальной сферой мышления и деятельности, как Технический и цифровой мир.
А. Кремлев из Сибирского Центра промышленного дизайна 02 октября 2018 года провел занятие - знакомство с технологией прототипирования. Студенты-историки попробовали разобраться с тем, как устроены такие знакомые предметы, как ручка, очки, джинсы, бутылка: разобрать на составляющие, посмотреть материалы, историю формирования современной версии предмета, и на основе изысканий создать групповую презентацию.
Для справки:
На четырех факультетах ТГУ с сентября стартовал пилотный проект "Образовательное ядро бакалавриата ТГУ". Задачи проекта - развитие критического и системного мышления у бакалавров, формирование навыков работы с содержанием различных представлений о мироздании, разработанных в современном научном познании, в актуальных практиках и типах деятельности.
В сентябре студенты ФИПН, ФСФ, ИИК и ФЖ изучали основы концепций современного естествознания в модуле Природа. К преподаванию привлекались ведущие ученые ТГУ, например, И.А. Курзина (http://viu.tsu.ru/news/project/5364/).
В рамках проекта "Разработка и внедрение образовательного ядра бакалавриата ТГУ" 18 сентября на лекции журналистов по "Картинам мира: Природа" Ирина Александровна Курзина, доктор химических наук, исполнительный директор стратегической академической единицы (САЕ) Институт умные материалы и технологии ТГУ, рассказала про связь химического и биологического познания.
Рассказ про переход от неживой материи к живым системам, интересные факты про аллотропию углерода и многое другое сделали лекцию глубокой, интересной и насыщенной.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас обсудить и принять участие в эксперименте по разработке и внедрению собственных образовательных стандартов ТГУ. Если вы не хотите пассивно наблюдать, а готовы активно влиять на трансформацию учебного процесса в нашем университете, приходите на открытый семинар
«РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЯДРА БАКАЛАВРИАТА ТГУ» 12 марта в 16.30 в Малом зале Научной библиотеки ТГУ.
Проект уже действует, учебный процесс по разработанной в проекте Модели будет запущен с 1 сентября 2018 года, сейчас у вас лично есть возможность обсудить важные вопросы, чтобы предложить свой учебный курс/ свою учебную лабораторию в соответствии с требованиями проекта, порекомендовать потенциальных участников из своих коллег. Для этого нужно принять участие в семинаре или связаться с командой проекта по адресу: july11@list.ru
Регистрация участников семинара по ссылке https://goo.gl/forms/AtXGgqrdEJlZ859C2
«Разработка и внедрение Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ» - это пилотный проект, направленный на создание и апробацию системы дисциплин для всех направлений подготовки бакалавриата ТГУ. Цель проекта – создать модель общего Образовательного Ядра, обеспечивающего формирование идентичности бакалавра ТГУ. Одной из ключевых задач Образовательного Ядра является формирование навыков критического и системного мышления, опыта работы студентов в проектных командах, включения в активные формы деятельности, опыта самоопределения. Начало апробации Модели начнется 1 сентября 2018 года на четырех пилотных факультетах: Философский факультет, Исторический факультет, Институт искусств и культуры, Высшая школа журналистики.
Подробнее о задачах и этапах проекта можно узнать на сайте http://tsu-core.tilda.ws
Для формирования состава преподавателей, которые будут реализовывать Модель образовательного ядра на пилотных факультетах в 2018 году, планируется проведение Открытого Конкурса по разработке учебных модулей для этого экспериментального образовательного блока. В ходе Конкурса будут разработаны и определены учебные модули, по направлениям: «Природа», «Человек и общество», «Технический и цифровой мир», «Арт-практики (Художественный мир)», «Критическое мышление и письмо» и «Философия (на материале Великих книг)». Подробнее о содержании модулей http://tsu-core.tilda.ws/content
Команда проекта приглашает к сотрудничеству всех, кому интересен новый подход и творческий поиск образовательных форматов. Мы расскажем про Модель Образовательного Ядра и с удовольствием ответим на вопросы участников встречи о ходе реализации проекта, о возможностях и представим специальную программу повышения квалификации.
Регистрация участников семинара по ссылке https://goo.gl/forms/AtXGgqrdEJlZ859C2