Карта инициативной среды ТГУ

Цель Проекта: Организация условий для построения и реализации студентами (первокурсниками) индивидуальных учебных планов

Задачи Проекта:

1.     Организация мероприятий со студентами первого курса по выявлению образовательного запроса к ТГУ, анализа отношения к образовательному процессу, степени удовлетворенности, проявлению заказа на индивидуальный учебный план, построению индивидуального образовательного профиля. 

2.     Проведение обучающих семинаров, программ дополнительного профессионального образования для НПР и студентов старших курсов по освоению профессиональных компетенций тьюторской деятельности в образовании.

1.     Организация методического обеспечения деятельности тьюторов и реализации студентами индивидуальных учебных планов, в т.ч. навигатор по образовательным ресурсам ТГУ, создание автоматизированной системы диагностики индивидуальных особенностей (способностей, потребностей) обучающихся на основе анализа цифровых данных, компьютерное моделирование образовательного профиля для каждого студента.

2.     Разработка содержательной и организационно-управленческой модели введения индивидуальных учебных планов на факультетах и нормативно-правовой базы введения института тьюторства в ТГУ.

Краткое описание проекта:

В 2017 году в ТГУ поступило 77 олимпиадников и 488 студентов с высоким баллом ЕГЭ (более 80), что в четыре раза превосходит показатели предыдущих лет. Данная категория студентов будет расти, согласно политике привлечения талантливых абитуриентов.

Очевидно, что увеличение количества студентов, которые целенаправленно выбрали в качестве своего вуза ТГУ означает изменение привычного способа работы со студентами, и диктует необходимость разработки и внедрения специальных форматов работы с данной категорией.

Ставка на работу со студентами с высоким образовательным потенциалом позволяет создать новое качество студенческого сообщества в ТГУ, обеспечить соответствие показателей ТГУ стандартам университета мирового класса.

Базовыми характеристиками целевой группы – студенты с высоким образовательным потенциалом – являются: амбициозность, потребность в личном вызове (потребность в решении реальной научной или проектной задачи), потребность в личном времени для построения и реализации  собственной образовательной траектории. Статистика показывает, что в университете наблюдается отток студентов этой категории в связи с разочарованием в процессе обучения на первом курсе, потеря мотивации к образовательной деятельности, снижение качества образования.

Использование технологий тьюторского сопровождения первокурсников в образовательной среде ТГУ позволяет достигать более высокого качества образования, сократить количество отчисленных студентов, обеспечить формирование у выпускников заявленных в целевой модели университета образовательных характеристик.

Команда проекта, проведя анализ прецедентов, выделила три возможных варианта введения института тьюторства:

 

1.       Тьютор как отдельная функциональная позиция на факультете или общеуниверситетской тьюторской службе, проводит индивидуальные и групповые тьюториалы.

2.       Модель «распределенный тьютор» – коммуникации студента с сетью позиционеров: куратор-преподаватель, куратор-студент, заместитель по воспитательной работе, научный руководитель и т.д.

3.       «Тьюторский модуль»  в ООП: “вшитый” в учебный план курс по проектированию индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.

Разработанные в процессе реализации проекта методические инструменты диагностики образовательного потенциала, в т.ч. автоматизированные диагностические системы, навигаторы, модели формирования индивидуальных учебных планов, апробированные в среде первокурсников – позволят университету получить задел для проектирования условий индивидуализации для всех этапов образования. Проект также нацелен на разработку, апробацию и внедрение содержательной и организационно-управленческой модели введения института тьюторства в масштабе университета.

Делегация ТГУ приняла участие в Первом всероссийском форуме «Наставник»

В рамках форума прошел конкурс «Лучшие практики наставничества». Всего на конкурс поступило 4186 заявок из всех 85 регионов. Организатор Форума «Наставник» – Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

 По признанию директора АСИ Дмитрия Пескова, любые практики сопровождения личностного и профессионального становления «преодолевают часть недостатков сложившейся индустриальной системы образования». Сюда относятся такие проекты, как «Кванториум», кружковое движение, «Сириус», «Молодые профессионалы», НТИ, платформа 20.35, «Точки Кипения», «Семерка» и школьная программа «5*5», которые достраивают модель передовой системы образования, способной к решению современных задач-вызовов.

Подробнее

Команда кафедры социальной работы философского факультета ТГУ во главе с доцентом Юлией Пучкиной и магистрантом Ольгой Березиной представила проект некоммерческой организации АНО Ресурсный центр «Согласие», занимающейся распространением примирительных практик в регионе и наставничеством над подростками группы риска. Команда ТГУ стала бронзовым призером конкурса.

 Приятным подарком стал приз за третье место в номинации «Наставничество в социальной сфере», полученный Ольгой Березиной из рук министра социального развития РФ Максима Топилина. Практика наших студентов и преподавателей была отмечена наряду с двумя другими крупными и опытными организациями из Москвы.

Организация «Согласие» три года осуществляет сопровождение детей, находящихся в конфликте с окружением и законом, и их семей. Руководят этой практикой преподаватели кафедры социальной работы (координатор проекта доцент Юлия Пучкина), а наставниками подростков становятся студенты, которые приобретают таким образом профессиональный и жизненный опыт. 

В работе форума приняли участие сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ с проектом тьюторского центра для студентов университета. Руководитель лаборатории индивидуализации и тьюторства профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, Татьяна Ковалева, координатор тьюторского центра ТГУ доцент ИЭМ Наталья Гулиус и руководитель проекта «Педагогический десант» Елена Попова приняли участие в дискуссионной площадке «Тьюторство как один из видов современного наставничества» и проблемной лаборатории «Этика, доверие и ответственность в наставничестве».

 

Работа с индивидуальным запросом студента к образовательной программе становится частью университетского образования в ситуации непрерывности само- и образования в течение жизни. Таким образом, акцент внимания современного университетского преподавателя смещается на сопровождение индивидуальной образовательной программы, а значит, фактически преподавателю необходимо овладеть тьюторскими компетенциями.

Другая сторона сопровождения индивидуального запроса обучающихся – уровень личной ответственности наставника, соблюдение этики, экологии взаимодействия для плодотворного сотрудничества.

 Все материалы форума, новости и полезные материалы можно посмотреть по ссылке: http://asi.ru/nastavniki/forum/  и на странице Facebook



Руководитель:

Дёмин Виктор Валентинович


Проектный менеджер:

Суханова Елена Анатольевна


Контактное лицо:

Гулиус Наталья Сергеевна
  • Гойко Вячеслав Леонидович
  • Гулиус Наталья Сергеевна
  • Мацута Валерия Владимировна
  • Пак Вадим Дмитриевич
  • Патлина Анна Сергеевна
  • Попова Елена Денисовна
  • Степанов Сергей Анатольевич
  • Тарачев Александр Викторович
  • Фещенко Артем Викторович