Карта инициативной среды ТГУ

Цель Проекта: Организация условий для построения и реализации студентами (первокурсниками) индивидуальных учебных планов

Задачи Проекта:

1.     Организация мероприятий со студентами первого курса по выявлению образовательного запроса к ТГУ, анализа отношения к образовательному процессу, степени удовлетворенности, проявлению заказа на индивидуальный учебный план, построению индивидуального образовательного профиля. 

2.     Проведение обучающих семинаров, программ дополнительного профессионального образования для НПР и студентов старших курсов по освоению профессиональных компетенций тьюторской деятельности в образовании.

1.     Организация методического обеспечения деятельности тьюторов и реализации студентами индивидуальных учебных планов, в т.ч. навигатор по образовательным ресурсам ТГУ, создание автоматизированной системы диагностики индивидуальных особенностей (способностей, потребностей) обучающихся на основе анализа цифровых данных, компьютерное моделирование образовательного профиля для каждого студента.

2.     Разработка содержательной и организационно-управленческой модели введения индивидуальных учебных планов на факультетах и нормативно-правовой базы введения института тьюторства в ТГУ.

Краткое описание проекта:

В 2017 году в ТГУ поступило 77 олимпиадников и 488 студентов с высоким баллом ЕГЭ (более 80), что в четыре раза превосходит показатели предыдущих лет. Данная категория студентов будет расти, согласно политике привлечения талантливых абитуриентов.

Очевидно, что увеличение количества студентов, которые целенаправленно выбрали в качестве своего вуза ТГУ означает изменение привычного способа работы со студентами, и диктует необходимость разработки и внедрения специальных форматов работы с данной категорией.

Ставка на работу со студентами с высоким образовательным потенциалом позволяет создать новое качество студенческого сообщества в ТГУ, обеспечить соответствие показателей ТГУ стандартам университета мирового класса.

Базовыми характеристиками целевой группы – студенты с высоким образовательным потенциалом – являются: амбициозность, потребность в личном вызове (потребность в решении реальной научной или проектной задачи), потребность в личном времени для построения и реализации  собственной образовательной траектории. Статистика показывает, что в университете наблюдается отток студентов этой категории в связи с разочарованием в процессе обучения на первом курсе, потеря мотивации к образовательной деятельности, снижение качества образования.

Использование технологий тьюторского сопровождения первокурсников в образовательной среде ТГУ позволяет достигать более высокого качества образования, сократить количество отчисленных студентов, обеспечить формирование у выпускников заявленных в целевой модели университета образовательных характеристик.

Команда проекта, проведя анализ прецедентов, выделила три возможных варианта введения института тьюторства:

 

1.       Тьютор как отдельная функциональная позиция на факультете или общеуниверситетской тьюторской службе, проводит индивидуальные и групповые тьюториалы.

2.       Модель «распределенный тьютор» – коммуникации студента с сетью позиционеров: куратор-преподаватель, куратор-студент, заместитель по воспитательной работе, научный руководитель и т.д.

3.       «Тьюторский модуль»  в ООП: “вшитый” в учебный план курс по проектированию индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.

Разработанные в процессе реализации проекта методические инструменты диагностики образовательного потенциала, в т.ч. автоматизированные диагностические системы, навигаторы, модели формирования индивидуальных учебных планов, апробированные в среде первокурсников – позволят университету получить задел для проектирования условий индивидуализации для всех этапов образования. Проект также нацелен на разработку, апробацию и внедрение содержательной и организационно-управленческой модели введения института тьюторства в масштабе университета.

Тьюторы ТГУ будут консультировать «Артек» по индивидуализации программ

Сотрудники Института инноваций в образовании и Тьюторской службы ТГУ по приглашению руководства международного детского центра «Артек» впервые приняли участие в III Международном АртекФоруме, где более 1000 человек обсудили особенности поколения Z и будущего образования. Представители Томского государственного университета провели школу тьюторов для участников форума и занятия для артековцев. Кроме того, сотрудники ТГУ договорились о развитии сотрудничества с МДЦ «Артек».

– Школу тьюторов мы проводили и как сотрудники университета, и как эксперты Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), – комментирует директор Института инноваций в образовании Елена Суханова. – Участники понаблюдали за работой молодой команды Тьюторской службы университета, услышали наши комментарии о методических приемах и попробовали самостоятельно дать оценку нашим тьюториалам с другими участниками форума.

Подробнее

В то же время тьюторская служба провела занятия для школьников 9–11 классов. Артековцы познакомились с понятием «тьюторство», а затем им предложили разделиться на группы в зависимости от целей, с которыми они приехали на смену. У старшеклассников получилось три группы: «Туризм», «Коммуникации» и «Опыт». Далее участники прорабатывали свои действия по достижению поставленных целей, для этого каждый смотрел программу смены и искал мероприятия, которые помогут ему «продвинуться».

– Мы подготовили специальный бортовой журнал, в котором ребята рисовали, как они представляли себя после смены и какие они сейчас. Таким образом они выявляли свой дефицит знаний и навыков, – отмечает специалист Тьюторской службы Елена Попова. – В целом для нас это был позитивный опыт, который мы будем использовать в работе с первокурсниками нашего университета. Также нас порадовало, что все участники назвали тьюториал интересным и полезным для себя.

Во время работы на форуме сотрудники ТГУ договорились с представителями МДЦ «Артек» о развитии дальнейшего сотрудничества. Так, представители университета проконсультируют проектный офис «Артека» по поводу модернизации образовательных программ лагерных смен, в том числе по развитию индивидуализации для участников. Учителям ТГУ предложит освоить интенсивные методики обучения и работу с картами наук для повышения мотивации учащихся и систематизации их знаний. Помимо этого, «Артек» готов приглашать на практики и трудоустраивать выпускников проекта «Педагогический десант ТГУ» и педагогически ориентированных выпускников бакалавриата и магистратуры. 

Эксперты обсудили тьюторскую модель университета

В Томском государственном университете состоялся семинар «Тьюторская модель современного университета», организованный сетевой лабораторией индивидуализации и тьюторства ТГУ, в которую входят 9 университетов страны. Эксперты рассмотрели перспективы и проблемы внедрения тьюторства в вузах, а также презентовали успешные кейсы, которые станут основной коллективной монографии ученых.

Формирование концепции тьюторской модели университета, по мнению экспертов, должно идти в контексте не только размышлений о современной общественной ситуации, но и анализа явления тьюторства в истории появления университетов. Тьюторы как наставники и посредники между студентом и профессором появились еще в Средневековых университетах, и сейчас все лидирующие вузы мира успешно применяют эту модель.

Подробнее

Сегодня, как отмечает президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, университеты и общество в целом находятся в переходном периоде, где действует противоречивая картина мира, в котором нет системности и все переменчиво. В таких условиях работа тьюторов поможет студентам поколения Z сориентироваться не только в предметной области, но и в восприятии картины мира, а также выстроить индивидуальную траекторию образовательного процесса.

Тьюторская модель университета в переходный период – это не статичная форма модели, а возможность удержать живой процесс, – поясняет Татьяна Ковалева. – Сейчас тьюторы находятся в той позиции, когда они могут расшевелить, скорректировать старую картину мира, пока новая еще не сложилась, и удерживать эту живость переходного периода.

В ходе экспертной дискуссии важность тьюторства рассматривалась не только через призму студенчества – как возможность индивидуализации образования, посредничества между студентом, наукой и миром в целом, но и с точки зрения самих университетов: определения их места и базовой задачи в качестве посредника между сообществами, группами, регионом и так далее.

На семинаре также обсуждались успешные практики тьюторства, которые уже применяются в образовательных системах некоторых российских университетов, таких как РАНХиГС, Пермский госуниверситет (ПГНИУ), МГПУ, ДВФУ, ТГУ, и могут стать основой для создания тьюторской модели.

Сейчас тренд на индивидуализацию является определяющим. Студенчество – это именно тот человеческий капитал, которым обладает современный университет, и с ним нужно работать именно комплексно, – отмечает Виктор Имакаев, заведующий кафедрой Регионального института непрерывного образования ПГНИУ. – В нашем университете мы уже 2 года реализуем проект «Тьюторское сопровождение первокурсников», где в качестве рекомендаций деканам предлагаем вводить тьюторов как особую единицу. И уже успели сложиться даже определенные традиции, к примеру, тьюторы стали организовывать для первокурсников профессиональные пробы в самых разных аспектах.

Начальник отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts College РАНХиГС Наталья Красовская поделилась кейсом бакалавриата Liberal Arts, который успешно действует в академии с 2012 года. Студенты в течение обучения несколько раз должны сделать выбор специализаций (основной – major и второй - minor), курсов, иностранных языков. В этом им активно помогают тьюторы.

В ходе дискуссии рассматривались и успешные проекты Томского госуниверситета по внедрению тьюторства. К примеру, работа тьюторской службы Института инноваций в образовании по сопровождению студентов с высоким образовательным потенциалом, тьюторская практика в магистерских программах САЕ «Человек цифровой эпохи».

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский, встретившись с участниками семинара, поставил задачу подготовить к обсуждению на управляющем комитете вуза в июне варианты развития и закрепления практики тьюторства в ТГУ.

Добавим, что российские эксперты в области тьюторства ведут работу над коллективной монографией, в которую войдут примеры успешных кейсов по реализации практики тьюторства, а также методологические и культурно-исторические основания проектируемой модели.

В 2018 году в рамках программы развития в ТГУ реализуется проект «Тьюторское сопровождение студентов с высоким образовательным потенциалом». Команда проекта организовала деятельность общеуниверситетской тьюторской службы, идет работа над электронным навигатором по ресурсам университета для студентов-первокурсников и разработка методики диагностики интереса и способностей студентов для построения цифрового профиля.

Дайджест проекта «Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом»

В начале 2017-18 учебного года на базе НОЦ «Институт инноваций в образовании» была организована Тьюторская служба ТГУ для сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом. С февраля 2018 года Тьюторская служба продолжила свою работу как отдельный проект Программы повышения конкурентоспособности «Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом».

В течение марта и апреля службой были организованы 4 трека, в рамках которых совместно с подразделениями университета были организованы встречи для студентов:

1.     15 марта - встреча по социально-культурному треку (организаторы – Лидерский университет, ППОС ТГУ, Центр социально-профессионального волонтерства «UNIVOL»). Приняли участие студенты ИЭМ, ЮИ, БИ, ХФ.

Подробнее

2.     19 марта - встреча по предпринимательскому треку (организатор - Управление инновациями ТГУ). Приняли участие студенты ФИЯ, ФилФ, ЮИ.

3.     9 апреля - встреча по профессиональному треку (организатор – Отдел практик и трудоустройства ТГУ). Приняли участие студенты ФТФ, ИЭМ, ЮИ.

По научному треку в апреле стартовала работа по подготовке к Весенней конференции школ-партнеров ТГУ, которая состоится 11 мая, впервые к участию в этой конференции приглашены не только школьники, но и первокурсники (подготовку студентов к конференции осуществляет Молодежный центр ТГУ).

С 12 по 30 марта более 40 сотрудников ТГУ прошли обучение по программе повышения квалификации «Тьюторское сопровождение в образовании», направленной на приобретение сотрудниками компетенций тьюторского сопровождения и разработки проектов такого сопровождения внутри университета. Вот некоторые из разработанных проектов: «Электронный навигатор по ресурсам факультета», «Вводный модуль в курсе «Введение в специальность \ профессию \ базовый курс», «Тьюторское сопровождение научной деятельности».

Отметим, что в рамках программы участники представили и обсудили существующие и возможные модели тьюторского сопровождения студентов и построения индивидуальных учебных планов в своих подразделениях и университете в целом. Особый интерес вызвало представление опыта тьюторского сопровождения индивидуальных учебных планов магистрантов программы САЕ «Институт человека цифровой эпохи» Digital Humanities.

По итогам участия ряд факультетов выразили желание системно готовить тьюторов и вести разработку модели тьюторского сопровождения студентов. Так, ИФ в июне 2018 планирует провести ПК по тьюторской компетенции преподавателя вуза, ИИК включит своих сотрудников в программу профессиональной переподготовки по тьюторству. По результатам опроса слушателей программы, 89% участников выразили готовность работать университетскими тьюторами.

В настоящий момент Тьюторская служба совместно с Лабораторией гуманитарной информатики ФсФ и сотрудниками ФТФ работает над проектом общеуниверситетского электронного навигатора, который предполагается запустить с 1 сентября 2018 года на платформе Moodle. Параллельно совместно с ФП ТГУ ведется работа над созданием комплексной диагностики образовательных потребностей студентов, которая позволит осуществлять их единую информационную поддержку.

Для справки. В настоящий момент 13 вузов РФ работают над внедрением модели тьюторского сопровождения студентов. ТГУ стал площадкой для обсуждения коллективной монографии «Тьюторская модель современного университета», которая будет завершена к августу 2018 года.

Делегация ТГУ приняла участие в Первом всероссийском форуме «Наставник»

В рамках форума прошел конкурс «Лучшие практики наставничества». Всего на конкурс поступило 4186 заявок из всех 85 регионов. Организатор Форума «Наставник» – Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

 По признанию директора АСИ Дмитрия Пескова, любые практики сопровождения личностного и профессионального становления «преодолевают часть недостатков сложившейся индустриальной системы образования». Сюда относятся такие проекты, как «Кванториум», кружковое движение, «Сириус», «Молодые профессионалы», НТИ, платформа 20.35, «Точки Кипения», «Семерка» и школьная программа «5*5», которые достраивают модель передовой системы образования, способной к решению современных задач-вызовов.

Подробнее

Команда кафедры социальной работы философского факультета ТГУ во главе с доцентом Юлией Пучкиной и магистрантом Ольгой Березиной представила проект некоммерческой организации АНО Ресурсный центр «Согласие», занимающейся распространением примирительных практик в регионе и наставничеством над подростками группы риска. Команда ТГУ стала бронзовым призером конкурса.

 Приятным подарком стал приз за третье место в номинации «Наставничество в социальной сфере», полученный Ольгой Березиной из рук министра социального развития РФ Максима Топилина. Практика наших студентов и преподавателей была отмечена наряду с двумя другими крупными и опытными организациями из Москвы.

Организация «Согласие» три года осуществляет сопровождение детей, находящихся в конфликте с окружением и законом, и их семей. Руководят этой практикой преподаватели кафедры социальной работы (координатор проекта доцент Юлия Пучкина), а наставниками подростков становятся студенты, которые приобретают таким образом профессиональный и жизненный опыт. 

В работе форума приняли участие сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ с проектом тьюторского центра для студентов университета. Руководитель лаборатории индивидуализации и тьюторства профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, Татьяна Ковалева, координатор тьюторского центра ТГУ доцент ИЭМ Наталья Гулиус и руководитель проекта «Педагогический десант» Елена Попова приняли участие в дискуссионной площадке «Тьюторство как один из видов современного наставничества» и проблемной лаборатории «Этика, доверие и ответственность в наставничестве».

 

Работа с индивидуальным запросом студента к образовательной программе становится частью университетского образования в ситуации непрерывности само- и образования в течение жизни. Таким образом, акцент внимания современного университетского преподавателя смещается на сопровождение индивидуальной образовательной программы, а значит, фактически преподавателю необходимо овладеть тьюторскими компетенциями.

Другая сторона сопровождения индивидуального запроса обучающихся – уровень личной ответственности наставника, соблюдение этики, экологии взаимодействия для плодотворного сотрудничества.

 Все материалы форума, новости и полезные материалы можно посмотреть по ссылке: http://asi.ru/nastavniki/forum/  и на странице Facebook



Руководитель:

Дёмин Виктор Валентинович


Проектный менеджер:

Суханова Елена Анатольевна


Контактное лицо:

Гулиус Наталья Сергеевна
  • Гойко Вячеслав Леонидович
  • Гулиус Наталья Сергеевна
  • Мацута Валерия Владимировна
  • Пак Вадим Дмитриевич
  • Патлина Анна Сергеевна
  • Попова Елена Денисовна
  • Степанов Сергей Анатольевич
  • Тарачев Александр Викторович
  • Фещенко Артем Викторович