Карта инициативной среды ТГУ

28 октября в ТГУ прошел открытый семинар по этой теме в рамках реализации программы ВИУ.

Тема семинара собрала 30 человек, интересующихся вопросами реализации индивидуальных образовательных траекторий в ТГУ. Семинар провели доцент кафедры политологии, заместитель декана философского факультета ТГУ Сергей Александрович Шпагин и зам.заведущего Лаборатории проектирования инновационных процессв в образовании Жанна Владимировна Волкова.  Это очередной семинар в рамках реализации проектов «Разработка и реализация программы управления изменениями» и «Создание инновационно-активной среды в ТГУ».

Предметом обсуждения на семинаре стали вопросы теории и практики индивидуализации высшего образования: возможности и формы построения индивидуальных образовательных траекторий студентов, тенденции в системе государственного регулирования этих возможностей. Выступающие отмечали большую значимость права студентов на выбор учебных дисциплин, поскольку достаточная вариативность содержания образования может рассматриваться в качестве предпосылки для формирования и развития исследовательских компетенций обучающихся, а это имеет особое значение для стратегии развития исследовательского университета мирового уровня.

Так, заведующий кафедрой ботаники БИ, профессор А.С. Ревушкин напомнил участникам семинара о богатом опыте естественнонаучных и физико-математических факультетов ТГУ в разработке индивидуальных образовательных траекторий. Доцент ИФ В.Ю. Соколов и доцент ФП А.О. Зоткин обратили внимание на проблему качества выбора учебных дисциплин и степень его осознанности обучающимися. Их сомнения отчасти подтвердили сами студенты, участвовавшие в семинаре. По признанию некоторых из них, ключевым фактором выбора элективных курсов для части студентов становится удобство расписания занятий, а не содержание учебного предмета и не перспективы, которые открывает его изучение.

Также на семинаре были представлены результаты исследования, проведенного в августе – сентябре 2014 г. экспертной группой программы аналитического сопровождения управления изменениями. Исследование было посвящено вариативности содержания образования и траекторий его реализации на основе действующих учебных планов подготовки бакалавров в ТГУ. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что структурные подразделения университета в различной степени используют возможности построения вариативного содержания образования. Причины этих различий могут быть связаны как со спецификой требований профессионального сообщества, так и с ограниченностью ресурсов отдельных факультетов и институтов. В этой связи участникам семинара были представлены для обсуждения рекомендации, разработанные экспертной группой и направленные на расширение круга элективных курсов, реализуемых при подготовке бакалавров в ТГУ. В заключение, участники вновь подтвердили актуальность и необходимость дальнейшего обсуждения проблем, поставленных в ходе обсуждения. Ключевой проблемой участники сочли недостаточные объективные возможности индивидуализации учебной
деятельности: нехватка аудиторий, недофинансирование, недостаток
технической оснащенности образовательных учреждений и т.д. Однако указали, что треть преподавателей и большинство студентов заинтересованы в создании вариативной среды в ТГУ и наметили следующий шаг – формирование проектной группы, готовой к эксперименту по созданию индивидуальных образовательных траекторий в рамках своих направлений подготовки.

 

Уважаемые сотрудники ТГУ!  Мы готовы выслать вам презентацию

базового доклада, вызвавшего дискуссию, по Вашему запросу

на электронную почту: noc-proekt@psy.tsu.ru