Карта инициативной среды ТГУ

17 апреля  состоялся Открытый семинар по теме: «Управление изменениями в университете: проблема поиска «культурного гена».

В семинаре приняло участие  32 человека, из них 27 сотрудников ТГУ, 5  студентов. В большей части акцент ставился на рефлексии культуры университета, которая участниками обсуждения строилась относительно  исследовательской (Г.И. Петрова, И.А. Ершова, Ю.С. Стаховская, В.А. Кашпур, Волкова Ж.В.) и проектной деятельности. Результаты рефлексии обобщены и представлены в виде карты смыслов.

Во-первых, в обсуждении выявлена несколько уровней культурных ценностей и норм, определяющих деятельность и взаимодействие, как внутри пространства университета, так и во внешнем его окружении:

  • макроуровень / глобальная культура университетского сообщества;
  • мезоуровень / культура профессии профессора;
  • микроуровень / корпоративная культура конкретного университета.

Изменения, которые происходят в  университете, связаны с тем, что усиливается влияние макроуровня, что обусловлено развитием международных связей, академической мобильности, сетевых сообществ и пр.. С другой стороны, данный процесс влияния складывается стихийно и не становится ресурсом управления изменениями.

Мезуровень, будучи базовым в предшествующий период, переживает кризис, что выражается многими современными исследователями, смысл которых наиболее ярко в своей метафоре выразил Ж. Лиотар как «отходная ода по профессору». В этой связи, профессор как центральная фигура университета, который сам является воплощением ценностей и норм, становится одним из участников университета как организации.

Развитие международной и внутрироссийской конкуренции в сфере высшего образования, исследований и инновационных разработок (Г.И. Петрова), а так же, как было указано выше углублением разделения труда, появлением новым позиций и фигур, обуславливают формирование собственной корпоративной культуры, базовыми инструментами которой являются Миссия и Этический кодекс. 

Разработка данных инструментов, как отмечали участники, должна опираться на ожидаемый тип культуры и учитывать тип культуры, характерный для сегодняшнего дня.  Результаты исследовательской группы студентов факультета психологии ТГУ (направление подготовки «Управление персоналом») под руководством Н.С. Гулиус, показали, что студенты и преподаватели, как базовая часть сообщества выражают стремление к адхократическому типу культуры, выражающейся в организационной гибкости, возможности проявления  инициативы, проектного способа организации деятельности и пр.. При этом выделяют, что наиболее значительным сегодня является бюрократический тип культуры, который усиливается в последние годы. Руководящие работники, в большей степени указывают на усиление рыночной культуры, при этом наибольшее предпочтение отдают сохранению и усилению культуры клановой. В этой связи разработка Этического кодекса как инструмента управления формированием корпоративной культуры  должна использовать ресурс сложившегося уклада клановой культуры, а так же инициативности молодых преподавателей и студентов, при этом важно избегать использования бюрократических механизмов разработки и применения Этического кодекса.  При формировании Этического кодекса важно выявить противоречия, которые сегодня проявляются в деятельности и взаимодействии разных представителей университета.

На семинаре обсуждался вопрос о том, каким образом проявляется культур университета, каков базовый признак различения, например культуры ТГУ от других томских вузов (И.А. Ершова).  В ходе исследования И.А. Ершовой выявлено, что преподаватели вузов затрудняется выделить что-то особое, отмечая, что в целом культурные ценности и нормы для всех являются общими, т.е. склоняются к тому, что ведущим является мезоуровень.  В тоже время преподаватели разных вузов отмечают, что преподаватели ТГУ отличаются от всех остальных, либо от вуза, где они работают.  Прежде всего, это отличие проявляется в типе взаимодействия со студентами и коллегами, как более демократический и открытый:

·        «Преподаватели  ТГУ не подчеркивают свое превосходство над студентами и преподавателями, не имеющих учёную степень и звание». 

·        «Преподаватели общаются со студентами не только на занятиях, но и в свободное время».

Также отмечено, что студенты, идентифицируют «приглашенных преподавателей» как других, непохожих.

В осуждении выявлено, что многие коллеги из других вузов, указывают на то, что различается так же содержание взаимодействия. Для преподавателей ТГУ характерно обращение к фундаментальным, мировоззренческим основаниям темы обсуждения.

Обозначенные выше различия проявляются так же и в образовательном процессе. Волковой Ж.В. выявлено, что для преподавателей ТГУ характерно стремление к гуманитарным, гибким технологиям, ориентированным на самореализацию и исследовательскую деятельность студентов, а так же сотрудничество в разных формах, в том числе в электронной среде.

В результате обсуждения, обозначилось, что ядро культуры нашего университета- антропологические основания ценностей и норм, ����то выражается в

  •  в ценности и в «неписаном» праве студентов и преподавателей к самоопределению и самореализация, выражению своей собственной субъектой позиции;
  • в ценности поиска, выбора, обоснования собственного субъективного (личностного) смысла и права его свободного выражения;
  • в ценности и нормах коммуникации, направленной на проявление и образованием смыслов.