17 апреля состоялся Открытый семинар по теме: «Управление изменениями в университете: проблема поиска «культурного гена».
В семинаре приняло участие 32 человека, из них 27 сотрудников ТГУ, 5 студентов. В большей части акцент ставился на рефлексии культуры университета, которая участниками обсуждения строилась относительно исследовательской (Г.И. Петрова, И.А. Ершова, Ю.С. Стаховская, В.А. Кашпур, Волкова Ж.В.) и проектной деятельности. Результаты рефлексии обобщены и представлены в виде карты смыслов.
Во-первых, в обсуждении выявлена несколько уровней культурных ценностей и норм, определяющих деятельность и взаимодействие, как внутри пространства университета, так и во внешнем его окружении:
Изменения, которые происходят в университете, связаны с тем, что усиливается влияние макроуровня, что обусловлено развитием международных связей, академической мобильности, сетевых сообществ и пр.. С другой стороны, данный процесс влияния складывается стихийно и не становится ресурсом управления изменениями.
Мезуровень, будучи базовым в предшествующий период, переживает кризис, что выражается многими современными исследователями, смысл которых наиболее ярко в своей метафоре выразил Ж. Лиотар как «отходная ода по профессору». В этой связи, профессор как центральная фигура университета, который сам является воплощением ценностей и норм, становится одним из участников университета как организации.
Развитие международной и внутрироссийской конкуренции в сфере высшего образования, исследований и инновационных разработок (Г.И. Петрова), а так же, как было указано выше углублением разделения труда, появлением новым позиций и фигур, обуславливают формирование собственной корпоративной культуры, базовыми инструментами которой являются Миссия и Этический кодекс.
Разработка данных инструментов, как отмечали участники, должна опираться на ожидаемый тип культуры и учитывать тип культуры, характерный для сегодняшнего дня. Результаты исследовательской группы студентов факультета психологии ТГУ (направление подготовки «Управление персоналом») под руководством Н.С. Гулиус, показали, что студенты и преподаватели, как базовая часть сообщества выражают стремление к адхократическому типу культуры, выражающейся в организационной гибкости, возможности проявления инициативы, проектного способа организации деятельности и пр.. При этом выделяют, что наиболее значительным сегодня является бюрократический тип культуры, который усиливается в последние годы. Руководящие работники, в большей степени указывают на усиление рыночной культуры, при этом наибольшее предпочтение отдают сохранению и усилению культуры клановой. В этой связи разработка Этического кодекса как инструмента управления формированием корпоративной культуры должна использовать ресурс сложившегося уклада клановой культуры, а так же инициативности молодых преподавателей и студентов, при этом важно избегать использования бюрократических механизмов разработки и применения Этического кодекса. При формировании Этического кодекса важно выявить противоречия, которые сегодня проявляются в деятельности и взаимодействии разных представителей университета.
На семинаре обсуждался вопрос о том, каким образом проявляется культур университета, каков базовый признак различения, например культуры ТГУ от других томских вузов (И.А. Ершова). В ходе исследования И.А. Ершовой выявлено, что преподаватели вузов затрудняется выделить что-то особое, отмечая, что в целом культурные ценности и нормы для всех являются общими, т.е. склоняются к тому, что ведущим является мезоуровень. В тоже время преподаватели разных вузов отмечают, что преподаватели ТГУ отличаются от всех остальных, либо от вуза, где они работают. Прежде всего, это отличие проявляется в типе взаимодействия со студентами и коллегами, как более демократический и открытый:
· «Преподаватели ТГУ не подчеркивают свое превосходство над студентами и преподавателями, не имеющих учёную степень и звание».
· «Преподаватели общаются со студентами не только на занятиях, но и в свободное время».
Также отмечено, что студенты, идентифицируют «приглашенных преподавателей» как других, непохожих.
В осуждении выявлено, что многие коллеги из других вузов, указывают на то, что различается так же содержание взаимодействия. Для преподавателей ТГУ характерно обращение к фундаментальным, мировоззренческим основаниям темы обсуждения.
Обозначенные выше различия проявляются так же и в образовательном процессе. Волковой Ж.В. выявлено, что для преподавателей ТГУ характерно стремление к гуманитарным, гибким технологиям, ориентированным на самореализацию и исследовательскую деятельность студентов, а так же сотрудничество в разных формах, в том числе в электронной среде.
В результате обсуждения, обозначилось, что ядро культуры нашего университета- антропологические основания ценностей и норм, ����то выражается в