Карта инициативной среды ТГУ

С 22 ноября по 13 декабря для обучающихся 10 классов школ, записавшихся на совместную образовательную программу «Открытый STEM-класс ТГУ» были проведены STEM-лаборатории в МАОУ гимназии № 55, МАОУ Лицее № 1 им. Пушкина, МБОУ РКГ №2 и МАОУ гимназии № 29, участие в которых приняли более 180 школьников.

STEM-лаборатории объединяла общая тема — «Как создать вещество с заданными свойствами?». Для этого сотрудники Института инноваций в образовании и Физико-математической школы ТГУ совместно с РЦРО организовали беседы со старшеклассниками на тему «Что значит умный материал?» и предложили провести лабораторную работу под руководством педагогического отряда ФМШ, итогом которой стало представление командами учащихся собственных технологий изготовления вещества.

— Синергия, эксперимент, интерес, мы даже не заметили, что уже прошло 2,5 часа, — так оценивают школьники участие в STEM-лаборатории. Это особые занятия, на которых команда решает прикладную исследовательскую задачу с междисциплинарной тематикой. Такое занятие открывает каждый из трех модулей программы «Открытый STEM-класс ТГУ».

Ребята, разделившись на команды, из набора химических элементов, пены для бритья и средства для мытья посуды создавали неньютоновскую жидкость. Результаты работы команды оформили на ватмане: химическую формулу полученного вещества, технологию его получения и его возможные области применения. Интересным оказались предложения школьников по использованию вещества: для очищения клавиатуры компьютера, экрана телефона, изготовления игрушки анти-стресс, наполнителя для бронежилета или батута, в качестве звукоизоляционного и противоударного материала. Ученики и педагоги отметили интересный формат проведенного мероприятия и высказали желание участвовать в подобных мероприятиях чаще.

— На портале «Университетский проспект» размещены задания для участников STEM-лабораторий, — комментирует Сергей Степанов, координатор программы от ТГУ, зам. директора Института инноваций в образовании, — ребятам предстоит информационно-поисковая работа по углубленному изучению тематики «Умные материалы» и «Нанотехнологии», которая будет дистанционно сопровождаться нашими студентами.

Во втором полугодии учащихся STEM-класса ТГУ ждет еще два модуля «Технологии и конструирование» и «Математическое моделирование», предусматривающие STEM-лаборатории, тьюториалы, встречи с учеными, конструкторские бюро, выбор по сложности и междисциплинарной тематике заданий и своей роли в команде. В итоге каждый школьник в команде реализует свой исследовательский проект или разработку по естественнонаучному или физико-математическому профилю, сможет выступить на Весенней конференции школ-партнеров ТГУ. Для участников STEM-класса предусмотрен конкурс работ, который дает победителям дополнительные баллы при поступлении в ТГУ.

Для справки. Образовательная программа «Открытый STEM-класс ТГУ» реализуется совместно с Региональным центром развития образования и Департаментом образования администрации г. Томска в рамках регионального проекта «Развитие естественнонаучного образования обучающихся на основе школьно-университетского партнерства и сетевого взаимодействия образовательных организаций Томской области».