Карта инициативной среды ТГУ

17-19 ноября проходил 11-й Европейский форум по обеспечению качества образования, в котором приняли участие представители Центра развития качества образования ТГУ, Ольга Калачикова и Кира Акимова.

   Форум впервые организован Университетом Любляны совместно со Словенским студенческим объединением. На мероприятии собралось более 400 участников из различных стран, чтобы обсудить вопросы обеспечения качества образования.Представленные участниками форума реальные кейсы отражали исследования взаимного влияния образования, экономики, политики, социального развития общества.
   Например, политический контекст обеспечения качества образования рассматривается через кейсы о развитии Болонского процесса и его влияние на деятельность негосударственных университетов Европы. Эти университеты конкурируют за абитуриентов исключительно посредством качества образования, не имеют, или очень ограничены в государственной финансовой поддержке. Эти университеты постоянно совершенствуют собственные системы оценки качества образования. Именно эти университеты смогли создать и эффективно использовать системы обеспечения качества образования.
   Традиционно форум является площадкой обмена опытом. Например, представителями Гентского университета (Ghent University) был предложен кейс о практике применения методики 360градусов для включения в оценку образовательных программ всех стекхолдеров образования. Аналогом такой практики является конкурс ТГУ «Лучшие образовательные практики, где в качестве экспертов выступают представители студентов, работодателей, администраторов от образования и коллеги по преподавательскому цеху.

   Особое место на форуме заняло обсуждение участия студентов в обеспечении качества образования. Кейс «Студенты – основа изменений», представленный студенческой организацией, объединяющей два университета University of Boras; Gothenburg University вызвал особый интерес представителей студенческих объединений. Тренд развития качества в европейских университетах – это формирование студенческих сообществ не внутри отдельного университета, а на уровне межуниверситетского взаимодействия. Студенты формируют политику качества образования, оказывая влияние на потоки абитуриентов, оценку работодателями результатов обучения. Студенческие ассоциации выполняют функцию навигатора потребителей образования на рынке образовательных услуг и университетов. Они проводят исследования, ведут мониторинг трудоустройства выпускников, предоставляют доступ к базам данных о динамике трудоустройства и востребованности тех, или иных программ и университетов. Это качественно иной уровень влияния, не сводимый к оценке студентами качества преподавания отдельного курса, или оценке качества внутри университета. Кстати говоря, от таких, ставших уже традиционными систем оценки никто не отказывается, скорее наоборот, это уже обыденная практика, и обязательная процедура, оснащённая современными электронными сервисами.

   Похожая тенденция к формированию «над университетских» ассоциаций фиксируется и в отношении преподавателей. На форуме были представлены материалы исследований выполненных международной ассоциацией преподавателей Academic Partnerships (AP). Такие ассоциации сейчас активно развиваются, проводят исследования изменяющихся компетенций преподавателей, формируют базы данных о востребованных курсах и программах, а также о преподавателях, заинтересованных в поиске места.
   Ещё одной важной тенденцией управления качеством образования видится кооперация агентств оценки качества (Quality Assurance Agency). Агентства традиционно конкурируют за привлечение университетов в качестве заказчиков своих услуг. Они предлагают университетам услуги по сопровождению процессов обеспечения качества образования. Форум показывает, что динамика изменений рынка образовательных услуг, скорость обновления образовательных программ, их трансформация под влиянием роста спроса на исследования, консалтинг, технологические и инновационные разработки приводят к тому, что традиционные системы гарантий качества становятся неадекватны задачам обеспечения качества. А сами представления о качестве и результатах образования существенно пересматриваются. Что и обсуждалось на форуме как одна из наиболее актуальных задач управления в образовании.
   В целом Форум показал, что основной гарантией качества образования сегодня становится обеспечение университетом процесса взаимодействия всех его участников. Именно культура продуктивной коммуникации, присущая университетам и университетским сообществам становится залогом успеха университета в динамично меняющемся мире.

Материал подготовлен К.Акимовой и О.Калачиковой.