Карта инициативной среды ТГУ

Важнейшей особенностью университетов является их коммунитаристская природа, которой университет и обязан своим названием: universitas (сообщество, община, корпорация) – это то, что делает университет совместимым с городом как системой гражданско-территориальных сообществ. Эту же особенность университетов всегда стремятся подавить тоталитарные режимы, что порождает отмечаемый социологами эффект «университета замедленного действия», означающий то, что никакая диктатура не способна подавить собственную самоценную внутриуниверситетскую жизнь.

В современных условиях есть все условия для реализации третьей миссии университета на основе формирующихся социальных сетей как в жизни территориальных сообществ горожан по месту жительства, так и в жизни университета.

Суть подхода проектной группы к проблеме город /университет в том, что совместимой формой развертывания социальных сетей и формирования сообществ как в рамках города, так и университета является социальное (коммунитарное) предпринимательство. Наше понимание этого явления коренным образом отличается от господствующей в научном и общественно-политическом дискурсе последних 3-4 лет точки зрения, трактующей социальное предпринимательство в контексте конкурсного распределения средств на социальные проекты и лишающей, по существу, социальное предпринимательство качества производительной, создающей прибыль и самостоятельную социальную ценность, деятельности.

Поскольку социальное предпринимательство, понимаемое как предпринимательство особого рода в рамках имеющегося сообщества жителей, то есть коммунитарное предпринимательство, имеет в качестве своей предпосылки эволюционирующие гражданско-территориальные сообщества, важно при налаживании взаимодействия с его формами со стороны университета правильно определить точки доступа к локальным сетям местной жизни, или входа в эти сети. Есть разные варианты генезиса местных сообществ в разные времена и в разных городах. Однако в настоящее время и в нашем городе коммунитарно-творческой способностью, определяющей качество жизни в новых и перестраиваемых районах и кварталах социальную специфику формирующихся в них общностей, обладают организации, отвечающие за градостроительную политику и застройку городских территорий. 

Наличие у названных организаций коммунитарно-творческой способности делает их обязательными пунктами доступа к (существующим и формирующимся) сетям местных сообществ. От того, какие идеи и практики будут заведены через данные точки доступа зависит, какие механизмы – социального попечительства или социального предпринимательства – будут обеспечивать качество жизни этих сообществ. Очевидно, что внутренний университетский механизм является не только конгруэнтным практикам социального предпринимательства, но и во многом генеративным по отношению к ним.

На данный момент участие университета в развитии города на основе кадровой, научной и образовательной поддержки сетей социального (коммунитарного) предпринимательства является надежным способом рализации третьей миссии университета с большими материальными и моральными выигрышами для него.

Во-первых, население кварталов испытывает большой дефицит в предложении услуг, удовлетворяемых посредством социального предпринимательства (воспитание и дополнительное обучение, сопровождение детей,  уход за людьми с ограниченными возможностями, оздоровительные, культурно-массовые, досуговые услуги, совместные практики личностного и физического развития т.п.), что в большинстве стран реализуется на основе занятости студентов, которую следовало бы организовать совместно с ключевыми субъектами формирования местных сообществ.

Во-вторых, развитие социального предпринимательства предполагает встречного движение потребностей и ресурсов для их удовлетворения. Это предполагает постоянные исследования территориальных сообществ, который должен проводится на грантовой и хоздоговорной основе университетскими структурными подразделениями и исследовательскими лабораториями.

В третьих, потенциальные социальные предприниматели нуждаются в соответствующих социально-ролевых знаниях. В противном случае они оказываются просто людьми исполнительской роли труда, но наделившими себя правом оказывать рыночную услугу подобно высококвалифицированному профессионалу-микро-предпринимателю. Естественно, что университет имеет все возможности и обязан при соответствующей перестройке подхода к обучению и парадигмы передаваемого знания (с акцентом на ролевое, поведенческое знание – особенно при работе с детьми и пожилыми людьми), «закрыть» эти потребности на платной основе.

В-четвертых, университет имеет возможность участвовать совместно с владельцами «пунктов доступа» или ключевых владельцев инфраструктуры социального (коммунитарного) предпринимательства в виде соответствующих помещений, информационно-аналитических служб, диагностирующих потребности и человеческие ресурсы районов и сообществ или самостоятельно в управлении создаваемых Центров развития социального (коммунитарного) предпринимательства.

В рамках предлагаемого масштабного проекта первым шагом станет проведение научно-практической конференции по проблемам развития социального (коммунитарного) предпринимательства в районах новой компактной городско�� застройки. Целью конференции является формирование методологии, определение интересов участников и организация сообществ для реализациии третьей миссии университета на основе формирующихся социальных сетей как в жизни территориальных сообществ горожан по месту жительства, так и в жизни Университета.

В качестве участников конференции планируются не только сотрудники, студенты, магистранты и аспиранты ТГУ, но и представители девелоперов – ТДСК, Томлесстрой, Континент, органов региональной и муниципальной власти, а также общественных организаций.

Конференция предполагает не только проведение традиционных пленарных и секционных заседаний по заявленной проблематике, но и круглого стола для обсуждения перспектив и инструментов развития социального (коммунитарного) предпринимательства в районах новой городской застройки, форсайт-игры для студентов и выставки архитектурно-планировочных решений по инфраструктуре социального предпринимательства.

Год: 2015
Категория: Имидж ТГУ в регионе
Статус: Завершено