Карта инициативной среды ТГУ

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта) с описанием предполагаемой и реальной ситуации.

В настоящее время  образовательный процесс для студентов-психологов базируется на традиционных способах обучения, при которых предполагаются следующие формы получения знаний:

  • Преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;
  • Преобладание нагрузки на память учащихся, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; 
  • Большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде  от преподавателя, осуществляется без опоры на самостоятельную работу. В результате у студентов теряются навыки осмысления и анализа новой информации.
  •  У преподавателя ограничены возможности осуществления контроля за усвоением новой информации студентами.

Таким образом, при традиционных формах преподавания студенты  в недостаточной мере получают необходимые навыки, способствующие их профессиональному становлению. Отсутствует возможность развития рефлексивного мышления, интуиции. При этом в будущей профессиональной деятельности психолога  востребована профессиональная самостоятельность, умение находить нужную информацию, проявлять творчество. Поэтому отмечается  разрыв между формами обучения и  требованиями, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

 Идея настоящего проекта заключается в применении новых образовательных технологий, позволяющих в процессе занятий  развивать поисковую активность, профессиональные компетенции, навыки самообразования в работе с литературными источниками и в электронной среде, создавать собственные проекты, связанные с профессиональной деятельностью, и предлагать их в дальнейшем на рынке труда.  Реализация проекта на базе курса «Расстройства личности» позволит создать условия для профессионализации студентов, развития креативных, коммуникативных способностей, лидерских и проектных компетенций.  

Наш проект предполагает возможность перехода студентов на новый уровень образования, когда они заинтересованы в своем собственном развитии как будущие специалисты, формирующие необходимые компетенции и развивающие творчество в процессе освоения учебного курса.

Использование в проекте новых технологий образования предполагает:

  • Развитие критического мышления.
  • Формирование зрелой рефлексии.
  • Осознание своей деятельности и  желание совершенствования  в этом направлении
  • Развитие проектного мышления, основанного на творчестве.
  • Умение работать в команде.
  • Создание групповых и индивидуальных кейсов.

Психологическая и информационная поддержка со стороны обучающих будет способствовать преодолению студентами психологических барьеров и формированию психологической безопасности в процессе их профессионального становления.

В процессе реализации проекта предполагается решение основных и дополнительных задач.

Основные задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности у студенческой группы.
  •  Развитие профессиональной рефлексии у студентов.
  •  Развитие проектной деятельности у студентов по созданию авторских программ психологической помощи при личностных расстройствах различной типологии.
  • Подготовка к зачету.
  • Защита проектов, в ходе которых будут отмечены полученные компетенции.
  •  Повышение публикационной активности студентов. 

Дополнительные задачи:

  • Обучение внедрению новых технологий аспирантов, участвующих в проекте.
  • Возможность осмысления нового опыта по реализации новых образовательных технологий в публикациях авторов проекта.
  • Расширение нового опыта преподавания с применением новых технологий образования в семинарах с сотрудниками кафедры клинической психологии Алтайского государственного университета. 
Автор: Стоянова Ирина Яковлевна
(каф. психотерапии и психологического консультирования, Профессор)
Год: 2015
Категория: Студенты
Статус: Завершено