Карта инициативной среды ТГУ

Текст материала (http://tsu.ru/podrobnosti/rezervisty-tgu-kak-vospolzovatsya-novymi-vozmozhnostyami-universiteta-i-preuspet/): 

Третий год в Томском государственном университете работает Программа повышения конкурентоспособности. В ее рамках реализуется ряд стратегических инициатив, которые должны позволить нашему университету войти в мировую академическую элиту. Одна из них связана с проектом «Кадровый резерв ТГУ», который реализуется Управлением развития персонала. Сегодня мы расскажем о переменах в карьерной судьбе некоторых «резервистов».

Заведующая междисциплинарной лабораторией компьютерного моделирования и анализа конденсированных сред, профессор физико-технического факультета Светлана Баранникова

– Я ожидала от изменений, происходящих в университете, возможности выхода моих научных интересов за пределы уровня кафедры и факультета, расширения сети исследовательских знакомств, – говорит Светлана Александровна. – Результат превзошел ожидания: я стала первым участником программы российско-бразильских краткосрочных обменов в рамках Проекта 5-100. Это позволило мне пройти двухнедельную стажировку в Федеральном университете Минас-Жерайс (UFMG) в Бразилии.

Стажировка послужила очень серьезным заделом по развитию международного сотрудничества ТГУ. В перспективных планах - организация обучения по обмену студентов ТГУ и UFMG в рамках основных образовательных программ и не только; реализация совместных культурных и научных проектов. Также в Бразилии были обсуждены направления совместных исследований с сотрудниками лаборатории механики композиционных материалов и лаборатории электронной структуры. Следующие переговоры состоятся уже в этом месяце в Москве, в рамках Международной конференции «Теория электронной структуры для ускоренной разработки конструкционных материалов». Есть перспектива запуска совместной программы обмена опытом по стартапам и акселерационных программ технопарка BHTech. В бразильском технопарке российским проектам будет предоставлено рабочее место на три месяца, в то время как бразильские стартапы смогут поработать в российских городах и наладить контакты с местными потребителями их продукции.

– Участие в экспертном совете и стратегических сессиях по развитию университета под руководством профессора Андрея Волкова, ведущего мирового эксперта в области образовательной политики России, помогло мне лучше понять стратегию современного развития ТГУ, – комментирует Светлана Баранникова. – Я получила ответы на вопросы: как функционирует университет в новых условиях, какие цели ставит руководство и каковы его ожидания от сотрудников университета. Также я регулярно посещала занятия по английскому языку у Юрия Лирмака и академическому письму под руководством приглашенного американского специалиста Джин Коллантай, что позволило стимулировать научно-исследовательскую работу, интегрироваться в международную академическую среду.

Также Светлана Александровна входила в специально подготовленную группу, проводящую экспертизу проектов по реализации «дорожной карты», чтобы глубже разобраться в изменениях, происходящих в ТГУ. Группы на экспертных сессиях и в межсессионный период подготавливали заключения по проектам и формировали предложения по совершенствованию проектной деятельности в университете.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных игр факультета физической культуры Владимир Шерин

– Начиная участвовать в проекте «Кадрового резерва ТГУ», я и предположить не мог, насколько у меня изменится отношение к судьбе родного вуза. У меня появилось огромное желание участвовать в программах развития ТГУ, достойно представлять его в регионе, России, мире, – делится впечатлениями Владимир Сергеевич. –Самое важное, на мой взгляд, состоит в том, что у наших сотрудников стало больше возможностей для развития индивидуальных профессиональных траекторий и управления своей академической карьерой. Сегодня я, к примеру, имею возможность пройти обучение и стажировку в ведущих российских и зарубежных образовательных учреждениях как по своей специальности, связанной со спортивной гимнастикой, акробатикой, так и по актуальным междисциплинарным направлениям. Среди них – оздоровительная и адаптивная физическая культура, современные информационные технологии в физической культуре и спорте и ряд других. Это реально стимулирует мой личностный рост, способствует рождению новых профессиональных идей, которые я сразу же использую для развития своей кафедры и факультета в целом.

Благодаря участию в проекте «Кадровый резерв» Владимир Шерин прошел стажировку в Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) по направлению «Формирование двуязычной среды вуза в сфере физической культуры и спорта»; принял участие в нескольких международных и российских научно-практических конференциях. Также появилась возможность профессионального научного взаимодействия с представителями различных университетов России и мира.

– Я значительно улучшил собственные навыки проектной деятельности, повысил уровень владения английским языком, перевел фокус моих исследований в развитие двуязычной среды, – отмечает Владимир Сергеевич. – Убежден, что эти новые возможности доступны для всех сотрудников ТГУ, так как существует множество рассылок, содержащих приглашения на семинары и встречи, курсы и программы. На университетском сайте (вновь улучшенном!) мы видим ежедневное обновление информации, интересные анонсы и объявления. Нужно только желание и постоянная работа над собой, своей научной темой, а также стремление соответствовать статусу сотрудника одного из лучших университетов страны, а со временем – и мира.

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии Яна Баженова

Вместе с коллегами по геолого-географическому факультету ТГУ Яна Александровна принимала участие в создании совместной магистерской программы в области наук о Земле «Наука и Технология» (с французским университетом Лилль 1).

– В процессе работы возникло много вопросов, решить которые оказалось возможным благодаря университетским ресурсам – повышение квалификации по созданию совместных образовательных программ, обучение английскому языку. Я считаю, что сегодня Томский государственный университет дает хорошие возможности совершенствовать свой английский, организуя не только программы повышения квалификации собственными силами, но и с привлечением языковых школ (например «Английский пациент»), а также проводя English Speaking Club, – говорит Яна Баженова. – В непростой ситуации создания совместной магистерской программы появлялись и более общие вопросы: какие сегодня существуют мировые тенденции развития университетов, как в этом смысле выглядит ТГУ, как он будет функционировать в дальнейшем, как работать в сложившейся ситуации, и др. Поиску ответов наш университет тоже уделяет достаточное внимание, организуя различные семинары, конференции, мастер-классы, форсайт-сессии и т.д.

Отметим, что сейчас магистерская программа уже принесла свои первые плоды: в рамках ее реализации два студента (россиянин и француз) защитили первые дипломы. Выпускник из Томска Сергей Лазарев поступил в аспирантуру Университета Утрехта (Нидерланды). Были организованы и проведены международные полевые школы-семинары «Палеобиогеоценозы мезозоя и кайнозоя Северного полушария», в которых приняли участие как российские студенты и сотрудники, так и иностранные (из Казахстана, Франции, Америки и Польши). В настоящее время коллективом сотрудников и студентов ГГФ планируется поездка в Лилль с целью ознакомления с французскими научными школами, развития и расширения имеющихся научных контактов.

– Честно говоря, я думала, что мне будет не сложно понять и принять изменения, которые происходят сейчас в университете, вызовы, которые ставит перед университетом и его сотрудниками внешняя среда, – делится Яна Александровна. – Но это оказалось не так-то просто: иногда к пониманию приходится идти маленькими шажками. В настоящее время мы на факультете думаем о модернизации наших магистерских программ (с целью привлечения большего числа студентов), об увеличении количества совместных образовательных программ для того, чтобы дать возможность обучаться за рубежом. Очень хочется, чтобы в ходе стремительного продвижения нашего университета в Топ-100 мы не потеряли традиции фундаментального и качественного образования.

Подать заявку
Подать заявку