Карта инициативной среды ТГУ

5-7 сентября в Томской области в санатории «Синий утес» проходит II Всероссийский образовательный форум-конкурс «Новое поколение — ресурс будущего».

150 старшеклассников городов присутствия ГК «Росатом», Томской области и городов Сибирского федерального округа проанализируют направления развития науки и технологий, включая стратегические программы исследований ведущих томских вузов, создадут сценарные версии влияния технологий на изменения в экономике, социуме и культуре, в сфере образования и мире профессий и оформят собственные варианты образовательных и профессиональных приоритетов.

Студенты и преподаватели НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР, ТГАСУ, СТИ НИЯУ МИФИ выступят в качестве лекторов, экспертов, модераторов, ведущих мастер-классов и инициативных клубов.

Форум-конкурс пройдет в формате новой образовательной технологии — форсайт-лаборатории старшеклассников, которая является одной из базовых технологий института инноваций ТГУ. Формат разрабатывается и реализуется с 2010 года Администрацией Томской области вместе с ТГУ, ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Администрацией Северска, СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии.

В открытой форсайт-лаборатории старшеклассники совместно с экспертами, учеными и разработчиками осваивают принципы форсайт-мышления и делают пробные версии образовательных форсайтов для себя и своего поколения с горизонтом 20 лет.

Результатом работы старшеклассников – участников форума станет разработка версий собственных профессиональных и образовательных приоритетов как основы для принятия личных решений об индивидуальных образовательных траекториях и программах.

В рамках работы форума будет организована выставка научно-технических работ школьников и студентов «Технологии для будущего», материалы которой команды форсайт-лаборатории включают в собственные версии сценариев будущего. Для участников выставки организована экспертно-консультативная поддержка.

Лучшие проекты школьников отметили на форуме Росатома «Новое поколение – ресурс будущего»

7 сентября завершил работу II Всероссийский образовательный форум-конкурс «Новое поколение – ресурс будущего» с участием представителей Томского госуниверситета. Его особенностью стал формат форсайт-лаборатории, познакомивший старшеклассников с новой технологией жизненного самоопределения и понимания того, каким должен быть образовательный маршрут для успешного продвижения в будущем.

– Школьники меняют свою точку зрения относительно своего будущего и настоящего, меняют отношение к образовательным программам в разных сферах, начинают осмысленно выбирать образовательные ресурсы. Это не навык, а именно мировоззренческий сдвиг, который позволяет более интенсивно развиваться и совершенствоваться в образовательной среде, – отмечает сотрудник ТГУ, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» Сергей Степанов.

Подробнее

Пообщавшись со студентами-модераторами и учеными, школьники познакомились с университетом и возможностями для самореализации в профессиональном и образовательном плане, которые открывает перед ними ТГУ.

– Погружаясь в тематику, ребята начинают чувствовать те прорывные направления, которые отвечают их внутренним устремлениям. У многих поначалу была некая «родительская» установка – они «дети» Росатома и в дальнейшем должны заниматься энергетикой этой компании. На форуме для них открылась более полная картина мира – гуманитарных, естественнонаучных и технических профессий. Они поняли, что нужно видеть профессиональное поле относительно личного самоопределения в жизни, – говорит Сергей Степанов.

Параллельно основной программе на форуме прошел конкурс среди участников и проектных команд. Наиболее высоко оценивались лидерские и коммуникативные качества, умение старшеклассников работать в команде.

Эксперты ТГУ вручили сертификаты на форум «Таланты Сибири» и обучение в Интернет-лицее лучшим, по их мнению, авторам проектов –Руслану Режапову из школы № 12 города Трехгорный и Полине Бандуринойиз томского лицея № 7.

– Победителями стали те, кто максимально проявил так называемые soft skills – «мягкие навыки»: они были коммуникаторами, организаторами команды, обеспечивали ее эффективную деятельность, генерировали идеи. Нетривиальные решения и ходы очень важны в будущем, – добавляет сотрудник ТГУ.

Для справки. «Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников» – новая образовательная технология, которая реализуется с 2010 года в рамках программ ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Администраций Томской области и ЗАТО Северск, ТГУ, СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии как ресурсно-внедренческого центра инноваций ОГБУ «Региональный центр развития образования». 
Технология проведения подобных мероприятий разработана в рамках деятельности лаборатории использования форсайт-исследований в работе со школьниками Института инноваций в образовании ТГУ (руководитель лаборатории – Татьяна Якубовская).

В ТГУ для школьников из городов присутствия «Росатома» прошел мастер-класс по робототехнике

Ученые и преподаватели университетов Томска и Северска организовали для ребят экспертные сессии, интеллектуальные дебаты, инициативные клубы, лекции и мастер-классы. Так, на базе радиофизического факультета ТГУ прошел мастер-класс по робототехнике.

– Хорошо, что ребята действительно интересуются «технарскими» вещами. Главное, чтобы это желание у них не ослабло, а наоборот, развивалось, и в дальнейшем они смогли приложить свой интерес к будущей профессии, – говорит старший преподаватель РФФ Михаил Политов. – Даже если кто-то из участников сейчас посмотрит, оценит и осознает, что это не его сфера, он сможет понять, что необходимо искать и развиваться в другом направлении – это тоже результат.

Подробнее

Обязательным условием прохождения отбора на форум было наличие командного проекта в научно-технической или естественнонаучной областях знаний.

– Наша команда представляет робота-сортировщика, – рассказывает Павел Шпорт из Зеленогорска (Красноярский край). – Хотелось бы не только показать свои достижения, посмотреть работы других команд, но и получить новые знания. Например, на мастер-классе стоял робот-вездеход, который может преодолевать препятствия. И мне было бы очень интересно попробовать собрать такого же.

– В первый же день я узнал многое, о чем даже не задумывался. К примеру, в повседневной жизни школьник вряд ли будет думать о том, сколько угля ежедневно сжигается на всех фабриках и заводах, – добавляет он. – А у нас были дебаты как раз по этому поводу; и действительно осознаешь проблему и понимаешь, что ресурсы исчезают и нужно искать альтернативные источники энергии. Наука и здесь идет вперед, развивается, это очень интересно!

Работа форума завершится вечером 7 сентября, по итогам конкурсной программы будут объявлены победители в личном и командном зачете.

Для справки: «Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников» – новая образовательная технология, которая реализуется с 2010 года в рамках программ ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Администрации Томской области, Администрации ЗАТО Северск, ТГУ, СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии как ресурсно-внедренческого центра инноваций ОГБУ «Региональный центр развития образования». 
Технология проведения подобных мероприятий разработана в рамках деятельности лаборатории использования форсайт-исследований в работе со школьниками Института инноваций в образовании ТГУ (руководитель лаборатории – Татьяна Якубовская).