Карта инициативной среды ТГУ

10 октября в ТГУ состоялся круглый стол на тему «Исследовательский университет VERSUS университет классический?». Это одно из мероприятий проектов по созданию инновационно-активной среды в университете и аналитическому сопровождению изменений.

Круглый стол собрал 40 человек, интересующихся вопросами трансформации современного университета.  В работе круглого стола принял участие президент ТГУ – профессор Г.В. Майер. Также с помощью дистанционных технологий к обсуждению присоединились ученые Белорусского государственного университета – наши коллеги по совместной деятельности в Лаборатории проектирования инновационных процессов в образовании Факультета психологии. 

Базовый доклад был сделан профессором Философского факультета Г.И.Петровой и доцентом кафедры управления образованием Факультета психологии А.О.Зоткиным.  

Выступающими отмечено, что изменения, происходящие в образовании в целом, и в ТГУ конкретно, побуждают обсуждение вопроса идентичности, который, как признали участники, не может быть решен в рамках одного круглого стола или семинара,  требует постоянного обсуждения.

В обсуждении концептуальных оснований различения классического и исследовательского университета «дискуссионное  напряжение» вызвали следующие аспекты проблематики:

  • Национальные и глобальные рамки науки и образования – как они влияют на изменение модели университета?
  • Автономия как ведущее основание классического университета: утрачивается ли оно в исследовательском университете, ориентированным на разные внешние вызовы или обретает новое качественное содержание? Что значить автономия университета сегодня?
  • Как меняется гуманитарная основа образования, какие возможности для «практики конструирования себя» возникают в исследовательском университете?
  • Наука – это неизменная форма знания? Как она меняется в университете?

Мнения участников относительно основного вопроса круглого стола разделилось. Анкетирование в конце мероприятия показало, что большая часть участников считает исследовательскую модель университета новой, перспективной и в тоже время проблематичной. Тем не менее, почти треть  считает, что  классический университет и есть исследовательский.

Участники отметили актуальность темы круглого стола и востребованность продолжения данного разговора. В числе спорных вопросов, требующих дальнейшего обсуждения выделены:

  • Современные формы фундаментализации  и условия их реализации в современном университете.
  • Интеграция образования и исследования – как она осуществляется в исследовательском университете.
  • Корпоративная культура классического и исследовательского университета. Есть ли различия?
  • Портрет профессора исследовательского университета.
  • Проблемы и перспективы социо-гумантарного знания в исследовательском университете.
  • Как влияет коммерциализации образования на его гуманитарную функцию?
  • Какова роль студентов в становлении исследовательского университета, как они будут учитываться в проектировании  будущего университета?

Организатор круглого стола – Е.А. Суханова отметила, что данное мероприятие открывает серию обсуждений модели исследовательского университета. Презентация базового доклада, вызвавшего дискуссию, высылается желающим по запросу на электронную почту: noc- proekt@psy.tsu.ru

Возможны ли в ТГУ индивидуальные образовательные траектории студентов?

28 октября с 16-00 до18.00  в аудитории 022   4 корпуса ТГУ в рамках реализации проектов  «Создание инновационно-активной среды, поддерживающей процесс управления изменениями на постоянной основе» и «Разработка и реализация программы аналитического сопровождения управления изменениями» состоится Открытый семинар по теме:

«Проблема вариативности высшего образования и возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами бакалавриата в ТГУ».

Ведущие семинара:

Шпагин Сергей Александрович, зам декана философского факультета ТГУ,

Подробнее

Волкова Жанна Владимировна, зам.заведущего Лаборатории проектирования инновационных процессов в образовании.

На семинаре будут представлены результаты исследования группы аналитического сопровождения возможности вариативности образовательных траекторий студентов  в действующих основных образовательных программах подготовки бакалавров.

Вопросы для обсуждения:

1.     Что такое «индивидуализация» и «вариативность» применительно к высшему образованию? Есть ли необходимость в них у студента, преподавателя, администратора учебного процесса?

2.     Какие возможности индивидуализации образовательной деятельности существуют   сегодня в российской системе высшего образования?

3.     Существуют ли возможности построения индивидуальных образовательных траекторий у студента, обучающегося сегодня в ТГУ? Насколько они реальны и достаточны ли?

4.     Что можно сделать (и нужно ли) для повышения уровня вариативности образовательных программ, реализуемых в ТГУ?