Карта инициативной среды ТГУ

В  2014 году  в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности ТГУ и выполнения проекта «Создание инновационно-активной среды в ТГУ» был проведен грантовый конкурс проектов по совершенствованию организации образования и научно-исследовательской деятельности в университете.

Проект аспиранта кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства ЭФ ТГУ Игоря Пылаева «Серия деловых игр для студентов экономических специальностей» стал одним из победителей конкурса в номинации «Повышение качества образовательной деятельности в ТГУ». 27 января автор проекта представил сотрудникам факультета результаты своей работы.

Для развития компетенций у студентов в соответствие с требованиями современных образовательных стандартов необходимо совмещать классические методы обучения (лекции, опрос) с активными методами (case-study, проблемно-активные практические занятия, дискуссии и т.д.). Одним из таких методов, доказавших свою высокую эффективность, являются игры.

Данный проект был ориентирован на создание практики деловых игр на экономическом факультете. Первой задачей проекта было создать игру, умещающуюся в рамки одной пары. Для этого каждая игра была представлена совокупностью трех частей.

  •  описательная - содержит теоретические предпосылки игры: принципы, цели, задачи, развиваемые навыки и компетенции, объект моделирования 
  • содержание игрового процесса - включает в себя основные правилаи элементы игры
  •  аналитическая - предназначена для максимизации полезного эффекта от игры.

Все три части необходимы для построения качественного игрового образовательного процесса. И при соответствующей организации (и небольшой практике) могут быть проведены за время одного семинарского занятия.

В рамках проекта была затронута проблема посещаемости и заинтересованности студентов. Эту проблему каждый преподаватель решает самостоятельно, имея свой уникальный, наработанный с опытом подход к построению образовательного процесса (в том числе, подход к развитию внутренней мотивации у студентов изучать преподаваемую дисциплину).

Однако, нужно отметить, что любые игры имеют внутренний механизм мотивации человека, пока ещё не полностью объясненный с точки зрения науки. В дополнение к этому, максимальное упрощение правил игры позволяет любому студенту принимать участие в игре, не зависимо от уровня его академической подготовки. Таким образом, само применение деловых игр в образовательном процессе повышает степень заинтересованности студентов и снимает остроту проблемы.

Все игры строятся на двух основных принципах: динамизм и создания конкурентной среды. Принцип динамизма находит свое выражение в периодичности игрового процесса. Каждая игра состоит из определенного количества периодов (от 3 до 16), в которых команды осуществляют свою целевую деятельности. По окончании периодов подводятся промежуточные итоги. Это, во-первых, позволяет участникам самостоятельно формировать уникальную игровую ситуацию в рамках заложенных ограничений (правил игры), что развивает у них навыки интерактивного участия в формировании деловой среды, во-вторых, закладывает основы для реализации второго принципа - конкурентности среды - который стимулирует участников искать пути формирования преимуществ, которые бы позволили им решать задачи эффективнее других участников соревнования.

«На мой взгляд, именно принципы динамизма и конкурентности среды являются основой формирования коммуникативных и лидерских качеств, проектных и предпринимательских компетенции у студентов управленческих специальностей,- отмечает Игорь Пылаев, -  таким образом, результаты данного проекта позволят обогатить образовательный инструментарий преподавателей высших учебных заведений по направлению подготовки специалистов управленческого профиля».

Подать заявку
Подать заявку